Гастроли Московского академического театра имени В. Маяковского, которые прошли в Кызыле с 27 июня по 2 июля в рамках Года культуры, 100-летнего юбилея единения России и Тувы, с большим вниманием были встречены жителями республики. Все спектакли – «Дядюшкин сон» Федора Достоевского, «Девятьподесять» Саши Денисовой, «Кант» Марюса Ивашкявичюса, «Не все коту Масленица» Александра Островского, «Женитьба» Николая Гоголя, проходили при полных залах. Также при заполненном зале, в очень дружеской обстановке прошла творческая встреча с Заслуженной артисткой России Ольгой Прокофьевой, на которую пришли и ветераны и молодежь. А еще актеры и режиссеры, другие участники гастролей в эти дни много общались – со зрителями, прессой, своими коллегами из Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола. Одна из примет события – восторженные отклики зрителей и гостей, желание жителей республики продолжать знакомство с прекрасным миром театра имени Маяковского и готовность театра продолжать дарить радость и делится опытом. Это продемонстрировала и пресс-конференция, состоявшаяся в Правительстве республики накануне завершения гастролей.
Леонид Ошарин, директор Московского академического театра имени В. Маяковского:
– Все мы рады, что приехали к вам. Никто не был раньше в Туве, все восхищаются потрясающей природой, воздухом. Такого нет в Москве. Мы здесь все отдыхаем душой.
Конечно, у нас были сомнения относительно успешности гастролей. Расстояния очень серьезные. Незнакомый регион. Подбирая репертуар, это тоже учитывали. У нас есть спектакли, где очень большое количество реквизита используется, например, «Кант». Декорации для него, как вы заметили, это отдельный «дом», они в разобранном состоянии занимают две фуры. Но «Канта» очень хотелось показать… В итоге четыре фуры реквизита добирались до Кызыла восемь суток. Спектакли мы показываем в том же виде, как и в Москве. Закулисная, постановочная часть коллектива прибыла в полном составе, это более 40 человек. Как они обслуживают постановки в Москве, так обслуживают и здесь, без всяких скидок и с большим желанием. Очень рады, что наши спектакли с таким вниманием здесь принимают.
Гастроли – это еще и обмен опытом. В эти дни мы очень много общались с нашими тувинскими коллегами. Огромное спасибо им за проявленный интерес, надеюсь, общение было полезным и для них. Мы готовы к сотрудничеству. Символично получилось: мы приехали в Туву, а ваш театр осенью поедет в Москву, так что мы еще увидимся.
Миндаугас Карбаускис, художественный руководитель Московского академического театра имени Маяковского, режиссер:
– Традиции нашего театра заложены еще Николаем Павловичем Охлопковым, Андреем Александровичем Гончаровым. Мастера, которые здесь присутствуют, сохранили все лучшее, они несут в себе честь и достоинство театра и делятся этим с теми, кто приходит, делились и со мною тоже, когда я пришел.
Театры сейчас развиваются в серьезной конкуренции. Мы должны искать и найти свою нишу. Искать ее, конечно, надо, оглядываясь на артистов, на тот свет мастерства, который у нас есть. Мы стараемся сохранить классическое и искать новое. Если говорить о «Канте», это – актёрский спектакль, он – о нас самих. Марюс Ивашкявичюс, когда писал пьесу, оглядывался на Человека, хотел понять, что делает нас людьми, но он не знал, где это будет исполняться. Мы оглядывались на себя, искали в этом сложном технологическом произведении самих себя. Я рад, что в репертуарном театре можно создать очень мощный актерский ансамбль. Мне кажется, в этом достоинство спектакля «Кант» и других наших постановок.
Что касается планов – о них у нас принято говорить в начале сезона.
Светлана Немоляева, Народная артистка РСФСР:
– Поначалу мне казалось, что это будет очень трудно, Тува очень далеко, длительный перелет… А теперь я очень рада, что это состоялось. Мы увидели необыкновенный край, необыкновенную первозданную природу. Здесь появляется другое мироощущение, чувство соприкосновения с силами природы. Это чувство в современном мире утраченное, а здесь я его ощущаю, и это бесценно. И еще меня совершенно потрясли люди, которые нас здесь окружают, которые о нас здесь заботятся, хотят, чтобы нам было хорошо и интересно. Это все очень искренне, неподдельно, и это необыкновенно подкупает. Хотела бы всех поблагодарить за то, что вы нас всех знаете, так принимаете и так любите. У всех нас после поездки в Туву останется след необычайного путешествия, знакомства с прекрасным и первозданным миром. Рада, что спектакли производят впечатления, вызывают такие эмоции. Это значит, что мы приехали не зря. Это абсолютно бесценные моменты, когда театр выезжает в далекие регионы, знакомится с краем, новыми зрителями. Мы очень волновались, как пройдет «Кант» здесь, за тысячи километров от Москвы, а приняли – замечательно. Зрители просто удивительные по восприятию.
Я очень люблю свой театр, прожила в нем более 50 лет и очень дорожу им. Иногда меня спрашивают, не хотела ли перейти в другой , отвечаю – не хотела. Никогда. Наш театр действительно уникальный. У нас уникальная атмосфера, так говорим не только мы, но и все, кто с нашим театром соприкасается. И мы ею очень дорожим. Нас все в нем объединяет. Что касается моей судьбы – она в руках главного режиссера. Я готова играть, но понимаю, что в том возрасте, в каком нахожусь я, уже трудно подобрать роли, театр все же – удел молодых, но рада, тому, что играю, что у меня это есть.
Михаил Филиппов, Народный артист России:
– Я вас разочарую – не умею говорить о своих ролях, о спектаклях. Приходишь заранее, переодеваешься, выходишь… Давайте поговорим о другом. Я хотел бы всех поблагодарить за такой теплый прием и внимание к нам, к нашим спектаклям. Что касается «Канта» – не соглашусь со многими своими коллегами, которые говорят, что этот спектакль сложный. Мне кажется, что он очень простой. Это – немудрящая история о людях, о нас с вами. Кант – это все мы. Недавно прочел одну простенькую историю. Ученик дзенского монаха спросил его: «Учитель, как достичь блаженства?» Тот сказал: «Ты поел? Вымой миску». Все просто… А мужской взгляд на Туву появился, когда после спектакля дали свет в зале, и я увидел множество красивых женщин – ваших принцесс.
Любовь Руденко, Заслуженная артистка России:
– Я была занята в первом спектакле, это «Дядюшкин сон». Мы перед ним очень волновались, так как ничего не знали ни о Туве, ни о жителях. Было очень боязно, словно мы попали на какую-то другую планету. Мы из-за кулис видели, что на сцену приветствовать всех вышли Станислав Николаевич Ириль, директор вашего театра, Евгения Борисовна Шерменева, Леонид Вячеславович Ошарин. И тут раздались звуки бубна. Ощущение было такое, что начинается какое-то шаманство. Затих зал, словно ждал, что на сцене будет волшебство… И спектакль начался так органично, без всякого «пробивания стены». Нас встретили аплодисментами, аплодисменты были после каждой сцены. Возникло душевное единение зала и сцены, у нас все время было ощущение полета. Такое в Москве бывает не всегда. Там зритель немножко избалован.
Здесь реакции зрительские, говорю это совершенно откровенно, оказались намного тоньше, чем бывают в Москве – это удивительно. Я даже сказала потом директору вашего театра: «Как вы хорошо подготовили зрителей! Они у вас удивительные». Нам на самом деле очень понравилось в Туве. В гримерках даже шутят: «Может, после Абакана снова в Туву?» Спасибо огромное за такой прием. Счастья всем любви и здоровья, процветания республике. Чтобы к вам приезжали только с доброй душой».
Игорь Костолевский, Народный артист России:
– Что касается зрителей – они у вас совершенно замечательные. Правильно сказали коллеги. Столько любви интереса, подкупающей искренности! Мы получили огромный творческий заряд. Очень хорошие впечатления от всей поездки – от общения с жителями, от замечательной природы, удивительной культуры. Надеюсь, и мы тоже смоги доставить вам удовольствие, что у вас остались положительные эмоции. Честно сказать, мы боялись играть здесь «Канта». Спектакль – премьера прошлого сезона. Его в Москве принимают с интересом, но не все понимают… Дело даже не в том, чтобы понимать на уровне знания, главное – чтобы спектакль оставлял эмоциональный след. На это он настроен. Мне кажется, ваш зритель все понимал.
У нас в театре – прекрасная молодежь. Я рад, что ребята играют много, играют интересно. Надеюсь, в ходе гастролей в Туве зрители это тоже заметили. Мне очень понравилось, как меня молодого играл в спектакле «Девятьподесять» наш Володя Гуськов. Я очень смеялся! Он с юмором это сделал и правильно: человек без юмора, на мой взгляд, социально опасен.
Евгения Шерменева, генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности:
– Спасибо коллективам двух театров – театра имени Владимира Маяковского, который решился на эти гастроли, и театру имени Виктора Кок-оола, который здесь нас принимал с большим вниманием и любовью. Очень важно, что Правительство России выделило довольно серьезные средства на реализацию программы «Большие гастроли. Театральное лето России – 2014», дающей возможность ведущим театральным коллективам Москвы и Санкт-Петербурга выезжать в самые отдаленные регионы России. Это очень важная задача, которую мы вместе будем решать. Проект «Большие гастроли» в этом году является пилотным, таких крупных выездов не очень много. Горжусь, что приехала сюда с театром Маяковского, мне очень приятно их здесь представлять.
Идея больших гастролей ведущих театров по регионам была изначально озвучена известными деятелями культуры. На встречах с руководством страны они говорили, что театр не может развиваться, не развивая свою аудиторию. Кроме того, гастрольная деятельность важна для сохранения единого культурного поля страны, для обмена опытом между творческими коллективами, роста профессионализма региональных театров. Но показывать театры надо всей красе репертуара, всем составом, только тогда будет серьезный эффект. Но такие гастроли – это очень затратное мероприятие, ни один продюсер не может себе этого позволить. Значит, нужна серьезная государственная поддержка.
В прошлом году были осуществлены два пробных выезда, театр Вахтангова гастролировал в Смоленске, МХАТ имени Чехова – в Иркутске и Чите. Эти выезды показали, насколько люди соскучились по большим полноценным гастролям. И в этом году постановлением Правительства России были выделены средства Министерству культуры, разработана программа, в рамках которой в 2014 году крупнейшие театры побывают в 24 регионах.
Самое главное – федеральный бюджет полностью покрывает все расходы, связанные с гастролями. Конечно, регионы несут расходы по приему труппы, но они не такие большие. Очень важная особенность: реализация билетов не на коммерческой основе. Стоимость их устанавливается на уровне сложившихся в регионе, в Туве, например, билет стоил 500 рублей. Выручка от реализации остается в принимающих театрах.
В проекте Основ государственной культурной политики Российской Федерации, который сейчас обсуждается, очень важное место уделяется сохранению и развитию национальных культур. Важно, чтобы национальная культура тоже не закостеневала, а двигалась вместе со всем миром. Нужно, чтобы о культуре Тувы, ее традициях, узнали везде. Думаю что после приезда сюда театра Маяковского, после рассказов о том, сколько здесь всего интересного, о том, как здесь принимали, увидеть Туву захотят очень многие.
Если говорить о дальнейшем развитии проекта в масштабах всей страны, то здесь, несомненно, нужна инициатива, заинтересованность и помощь регионов. Возможно, нескольким соседним регионам стоит объединить для этого свои усилия. Я очень надеюсь, что и в следующем году Республика Тыва вновь войдет в программу «Большие гастроли», и мы вместе с вашим министерством культуры и театром придумаем новый хороший проект. Теперь мы уже знаем, как и с кем работать. Вы не побоялись взять на себя ответственность принять такой крупный театр, и все получилось.