В субботу, 11 октября, в зале Дома народного творчества Кызыла коллектив Тувинской государственной филармонии представил премьеру к юбилеям этого года. Программу назвали «Песнь ветра века переменЪ…» Это было и открытие очередного сезона, 45-го по счету.
Полтора часа — практически столько шла цельная композиция — промелькнули, как миг. Это получился яркий результат творчества высокой пробы, прекрасное исполнительское мастерство интернациональных сил. Нам показали: действительно Тува — часть большой России. И не на культурном отшибе, а в гуще самых интересных событий страны. Мы увидели дух и силу интеллекта провинции, что очень ограничена, в силу географического положения, по части общения с другими регионами.
Директор филармонии Игорь Дулуш сумел собрать «под крыло» своего проекта самых разных по темпераменту людей, но — единомышленников, друзей, объединенных много лет назад на полянке под Чаданом другой идеей — фестивалем «Устуу-Хурээ» (понятно и объяснимо присутствие хроники разных лет с этих встреч в день премьеры). И, естественно, эти музыкальные и душевные связи не могли раствориться бесследно в никуда. А благодаря труду над важной задачей появились и новые единомышленники. Назовем только поэта из Красноярска Сергея Вавилова, который, оказывается, в прошлом году открыл для себя Туву. Но, чувствуется, часть его сердца и дум теперь «живут» в центре Азии. Впечатления и восприятие от нашего региона — в философских стихах, где трепещет оголенный нерв автора. Они органично вписывались в нить сюжета постановки.
Мы, зрители, понимаем: к идее отнеслись не как к обузе (ну, мол, надо выполнить что-то дежурное, для галочки — нет!). Авторы хотели сделать что-то неповторимое, интересное, отличное от обыденности — подняться над суетой будней. Взглянуть на прошлое по-своему. Найти выразительные средства подачи. Собравшиеся на премьеру счастливчики поняли — работа проделана многомесячная и титаническая.
Поклон прошлому, его осмысление и переосмысление. Никакого переписывания истории. Что было — яркое и горькое, трагическое и величественное, гении и злодеи, простое и сложное, народы и лидеры, — оно с нами. И надо помнить уроки нашей биографии. Чувствуется, «мозговой штурм» получился эмоциональным, все выкладывались на пределе возможностей. Хотелось поразить и удивить аудиторию. Получилось — сполна.
Самое главное достоинство: всё, абсолютно всё, понятно без слов. Хотя, конечно, стихотворения Сергея Арнольдовича только украсили программу (одно из них автор любезно прислал в нашу газету, оно опубликовано второго октября). Так что новинку можно показывать в разных точках Земли — ее поймут в любой стране.
И не секрет, что наш симфонический оркестр переживает не очень-то легкие времена. Просто нет нормального полновесного состава специалистов. И тут нашли выход из ситуации. Не хныкали и не жаловались. (Вспомнишь народную мудрость: голь на выдумки хитра). А работали с детьми и РШИ, и друзья из Хакасии, с которыми налажены связи еще 10 лет назад. Тогда наши артисты их, Государственный симфонический оркестр РХ, выручали, теперь они, струнная группа, протянули руку помощи. Так и собрали «бетховенский», в 50 человек, состав. (Мечта руководителя довести его до 60). И как он звучал! Не зря в финале зал взорвался аплодисментами, кричал «Браво!», «Молодцы!». Известный музыковед Зинаида Казанцева особенно отметила чистоту звучания сводного коллектива, искренне похвалила.
В новинке — три части: вступление с «Песнями пяти живых стихий», «Музыка столетия» и «Мудрость веков». И если с «Таежной симфонией» Владимира Токи мы знакомы, и она довольна часто исполняется, то многое прозвучало на сей раз впервые в нашей аудитории. Тот же И. Стравинский, «Вешние хороводы» и «Выплясывание земли», из балета «Весна священная» или «Божественная симфония» А. Скрябина. Или «Фокстрот» Д. Шостаковича из балета «Золотой век». Мало того, что произведения сложные по технике подачи, но еще Н. Дамбаа, Н. Ыдамчык, И. Дулуш сделали роскошные аранжировки и переложения — звучало свежо и индивидуально.
А какой краеведческий талант и поисковую въедливость проявили создатели! Дошли даже до Министерства иностранных дел РФ, чтобы показать нам уникальные документы. Читаешь эти строки с экрана, а тексты удивительные, просто дух захватывает. Мы, кажется, переносимся на 100 лет назад… Да, эти хлопоты стоили того результата. Скромное пожелание: еще бы и просветительскую деятельность не забыть, если есть возможность, показывать молодежи запись концерта. Чтобы знала историю, помнила свои корни, напитывалась музыкой.
Как мы наслаждались увиденным и услышанным! Подчеркну, особый поклон — главному дирижеру и художественному руководителю симфонического оркестра Азиане Биче-оол. Это полноценная заявка на индивидуальность и профессиональную состоятельность Азианы Анатольевны: выдержала серьезный творческий экзамен. Молодец!
Необходимо сказать и о видеоряде. Тут — титаническая работа с хроникой, не только тувинской, но и советской, мировой. Монтаж материала П. Стаброва и А. Берестовой — гениально сделано. Картинка четко ложится на музыку, а какие смысловые яркие акценты! Мне не стыдно (наоборот, горжусь, что есть такие таланты на нашей земле) провести параллели с «Броненосцем «Потёмкиным» (1925) Сергея Эйзенштейна. Тот самый великий киномонтаж, о котором много говорят почти век, но мало кому удается повторить подобное. В нашей филармонии это удалось. За это — особый поклон.
Встречаются просто уникальные кадры. Сталин и Гитлер, Тока и араты, политзаключенные и Байконур, Гагарин и Че… С особым трепетом вглядываешься в лица земляков, и из эпохи ТНР, и современные. Дань их памяти, поклон людям, творившим историю и то самое единение в 100 лет. Пожалуй, именно создатели этой программы единственные сделали акцент на фигуру Николая II, благодаря которому мы и отмечали век начала жизни под «одной крышей» с северным соседом.
Образы — глубина смысловая. Тот же маятник. Это — маятник истории, судьбы, если хотите. Или всевозможные стихии: то они правят бал, то человек пытается их покорить. Но Время всё расставляет на свои места. Проверено не раз веками. Особая мощь, энергетика. И полное взаимопроникновение, единение музыки и видеосюжетов.
Как это органично смотрится и слушается! Много разной музыки, тщательно подобранной. Народной тувинской и Л. Израйлевича, А. Петрова и А. Чыргал-оола, Л. Книппера и Г. Свиридова, тех, кого уже назвали. Подчеркнем — в подаче симфонического оркестра. Получилось на одном нерве — на одном дыхании. Причем, услышали мы и горловое пение (как без него?) — это молодой Алексей Ховалыг и звезда Кайгал-оол Ховалыг. Вокализы Эльвиры Докулак и Софьи Кара-оол завораживали, переплетаясь с хоомеем, да и поддержка всех остальных поющих в филармонии получилась мощная.
Чувствовалась: программа творилась коллективно, с душой, не формально. И эти люди, творческие личности, рады жить в единой стране России — этому их душевный порыв и искренний поклон.
Нам их состояние передалось. Спасибо!
Музыка новинки филармонии до сих пор звучит внутри. И хочется повтора. На бис.