Не так уж и много у нас фотографий нойонов Тувы. Каждая из них буквально на вес золота. Но кто конкретно изображен на старых фото? В разных изданиях, порой, бывают разные подписи. Новое исследование Айланы Кужугет, доктора культурологии, уже раскрыло несколько тайн вековой давности.
Секретное поручение Сергея Минцлова
Айлана Калиновна получила грант на изучение и публикацию фотоальбома Сергея Минцлова и его книги. Чем же интересен этот человек?
Сергей Рудольфович – талантливый библиограф, археолог, писатель, филолог, путешественник, этнограф, служил в армии, был чиновником особых поручений, возглавлял военную газету. Учился в Александровском военном училище и Нижегородском археологическом институте. А в целом – авантюрист и искатель приключений в хорошем смысле этого слова.
В 1914 году Сергей Минцлов с женой путешествовали по Туве. То, что это было не столько путешествие, сколько разведка, он в своей книге и не скрывал.
Результат поездки: сведения, о которых сложно что-либо сказать, две книги и фотоархив. Сергей Минцлов написал книгу «Секретное поручение. Путешествие в Урянхай», Ксения Минцлова – «Далекий край. Путешествие по Урянхайской земле».
В книгах много этнографического материала. Но наибольший интерес представляют фотографии, которые хранятся в течение ста лет в Архиве Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества.
По поводу авторства большинства фотографий сомнений быть не должно, поскольку на титульном листе книги С. Минцлова написано: «Фотографии сняты К.Д. Минцловой», а в текстах обеих книг детально описывается процесс съемки.
При изучении фотоальбомов, Айлана Кужутет уже сделала несколько открытий, весьма важных для исторической науки, да, впрочем, и для всех нас. Например, к столетию Кызыла о Габаеве писали и говорили много. Но как он выглядел? До сих пор – никак. Считалось, что его фото нет. А ведь они есть, и Айлана Калиновна их нашла.
«Кемчикский нойон и его приближенные»
При встрече с Буяном-Бадыргы К. Минцлова записала: «Мы сняли фотографию сойотского властелина». В альбоме за подписью «Кемчикский нойон и его приближенные» есть фото князя Даа-хошуна Монгуша Буян–Бадыргы. Его внешность описана С. Минцловым так: «Нойон, молодой человек с чрезвычайно приятным, круглым лицом, весьма чистенький и опрятный, встретил нас у порога и радушно пожал нам руки. Тотчас же нас усадили на стулья, перед которыми уже стоял маленький столик и стаканы с чаем; нойон поместился против нас тоже на стуле и, улыбаясь, глядел на нас».
«Кемчикский нойон (князь)»
Ксения Минцлова в своем тексте прокомментировала эту фотографию так: «Нас встретил у входа в свою юрту облаченный в голубой шелковый халат и китайскую шапку с шариком юноша лет двадцати; его большие карие глаза смотрели приветливо, а улыбка обнаруживала два ряда великолепных жемчужно-белых зубов. Не важничая, немного смущаясь и робея, он разговаривал с нами через переводчика, изредка сдерживая готовый у него прорваться веселый детский смех».
«С.Минцлов, Буян–Бадыргы и врач, практиковавший в Урянхае, В. Платонов перед юртой Буяна–Бадыргы»
По словам Айланы Кужугет, к этому фото даны такие комментарии: «Жена предложила снять с нойона фотографию; он согласился очень охотно, но потребовал, чтобы мы с Платоновым сели рядом с ним. Желание любезного Кемчикского владыки было исполнено».
«Кемчикский нойон (князь) и В.К. Габаев»
И вот мы видим, как выглядел основатель Белоцарска, заведующий устройством русского населения в Туве Владимир Габаев. Фото достаточно известное. Однако не было достоверно известно, что на снимке именно В. Габаев, поэтому в разных изданиях этот снимок называется «Буян-Бадыргы и русский чиновник».
«Сальджакский нойон и его семья»
Это фото вызывает много вопросов, поскольку ставит под сомнение авторство и соответственно год съемки другого известного снимка, который принято считать работой Феликса Кона 1902 года. В книге «Иллюстрированная этнография Тувы» на фото семья в том же составе, но чуть ранее, и называется «Правитель в чине угерда с семьей». А в IV томе «Урянхай. Тыва дептер. (С. 368) она же – под названием «Амбын-нойон Урянхая [Комбу-Доржу] с семьей.
Кто же на фотографии? Путешествия Ф. Кона и С. Минцлова разделяют двенадцать лет. Айлана Кужугет считает, что авторство Ф. Кону приписывается ошибочно, это снимок более поздний, 1909 или 1910 гг. Авторство К. Минцловой не подвергается сомнению, поскольку в тексте обоих супругов детально описан процесс съемки.
«Приступили к церемонии одевания… Ему (нойону) подали синий подкафтанник, называемый у сойотов «хойлан; он надел его прямо на голое тело, сверху натянул кофейного цвета шелковый халат «тон», до пояса покрытый «калтазеном» синего цвета, широкой китайской кофтой. На ноги надел толстые, стеганные на вате, чулки, поверх которых натянул китайские же громадных размеров сапоги. Туалет его заканчивала китайская, весьма неудобная для ношения и некрасивая по форме шапка, с шариком и пучком развевающихся по ветру павлиньих перьев.… Супруга нойона облачилась в ярко-синий шелковый халат и бобровую шапку, расшитую дешевыми стеклянными бусами, тоже странной и неуклюжей формы с лентами сзади… Старший сын оделся в халат цвета бордо».