Ответственный редактор – доктор филологических наук, акад. РАЕН и РАСН Бичелдей К.А.
Редакционная коллегия: канд. филол. наук Донгак У.А.; д-р филол. наук, проф. Кошелева А.Л. (научный редактор); канд. филол. наук Мижит Л.С. (руководитель проекта); Народный писатель РТ Мижит Э.Б.; канд. филол. наук Самдан З.Б.
Рецензенты: д-р филол. наук, проф. Дампилова Л.С., д-р филол. наук, проф. Сибгатуллина А.Т., д-р филол. наук, проф. Сивцева-Максимова П.В., канд. филол. наук Хадаханэ М.А.
I том ИТЛ представляет собой исследование историко-генетических истоков, периода зарождения и становления тувинской художественной литературы в годы Тувинской Народной Республики (1921–1944). В настоящей работе пересмотрены предпосылки зарождения тувинской литературы с учетом культурно-исторических фактов развития тувинского этноса. Исследованное в предыдущих очерках истории тувинской литературы устно-поэтическое творчество тувинцев в данном проекте рассматривается с новых позиций. Проанализированы ранее не исследованные древнетюркские письменные памятники, индо-тибето-монгольские фольклорно-литературные памятники и историко-летописные сочинения в монголоязычных источниках XIX в. Раскрывается картина возникновения и первых шагов тувинской литературы в период Тувинской Народной Республики – становление тувинской поэзии, прозы, драматургии, детской литературы и литературно-критической мысли.
Научная новизна данного исследования заключается в определении национального своеобразия тувинской литературы в ее неразрывной связи с историей, устной и письменной словесностью, традиционным мировоззрением, этногенезом и культурой древнего тувинского народа, т.е. переходе к историко-генетическому осмыслению эстетических явлений в эволюции художественного наследия тувинцев.
Рассматриваемый во II разделе монографии процесс зарождения и становления тувинской литературы полностью совпадает с эпохой коренного перелома в общественно-политической жизни Тувы, становления и развития социализма как господствующего устройства общества и, соответственно, временем тотального внедрения идей коммунизма в сознание людей. Нужно отметить, что революционные преобразования, основной и самой привлекательной чертой которых является провозглашение идеи социального равенства, были с энтузиазмом встречены большей частью населения. И эта эпоха, ознаменованная волной подъема народного самосознания и общественной активности, наложила свой неизгладимый отпечаток на все творчество первых писателей, основоположников тувинской литературы: Степана Сарыг-оола, Салчака Токи, Сергея Пюрбю, Виктора Кок-оола, Монгуша Идам-Сюрюна, Байкара Ховенмея, Олега Саган-оола и др. В связи с этим идейная основа их произведений так же, как и творчество писателей других национальных литератур того времени, является социалистической по духу и полностью подчиняется канонам социалистического реализма.
В целом, авторы настоящего тома предприняли попытку расширить границы фольклорно-литературного наследия тувинцев, истории становления и развития художественной литературы, а также новой интерпретации произведений, написанных в свое время по принципам эстетики соцреализма. Безусловно, эти положения будут учтены в дальнейшей работе по созданию коллективного труда «История тувинской литературы» – во втором томе планируется исследование советского и постсоветского периодов тувинской литературы, охватывающих 1945–1990-е и 1990–2000-е годы. Третий том будет содержать творческие портреты классиков тувинской словесности – сказителей и писателей, внесших определенный вклад в развитие тувинской художественно-эстетической мысли.
Новое осмысление литературного наследия Тувы является актуальным и необходимым не только для узкого круга литературоведов, но и для преподавателей, писателей и широкого круга читателей, интересующихся историей тувинской художественной литературы, словесности и культуры в целом.