Чем занимаются священнослужители? Конечно, молятся, проводят разные службы, соответственно с чередой праздников. А что еще? Чем занят их день? Вот сейчас это и увидим. Не вдаваясь, разумеется, в тонкости веры. Посмотрим просто со стороны, как проходит рядовой день отца Дмитрия.
Общее
Один день с буддийским священником был очень насыщенным. Буяна Башкы часто зовут на разные мероприятия, где, по идее организаторов, должно прозвучать напутствие от священнослужителя. К слову сказать, и православных священников на эти мероприятия зовут тоже. Так было и на митинге, посвященном Дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, в ноябре, и на проводах призывников. То есть, уже солдат – им уже присвоили звание, они – рядовые. Отец Дмитрий там произнес очень прочувственную речь, которую многие запомнили.
Значительная часть населения Тувы – буддисты, но и православных здесь немало. Поэтому большинство крупных мероприятий, во время которых необходима духовная составляющая, проходит так, чтобы собравшихся благословили или напутствовали, дали совет или высказали свое мнение священнослужители двух конфессий.
Литургия
А день православного священнослужителя начинается с Литургии. То есть это та часть суток, которую можно назвать «рабочим днем». Конечно, утром, как все, он завтракает (или нет, в зависимости от православного календаря, может быть и пост в этот день), конечно, он произносит молитвы дома, как и большинство верующих. Но в храме с утра – Литургия.
На первый взгляд постороннего человека – некоторые обряды и молитвы. На самом деле – именно в Литургии основа и центр всего, что совершается в Церкви. Литургия – сердце Церкви.
То есть, кроме всего прочего, это то богослужение, которое проводится обязательно, независимо от того, что происходит вокруг, независимо от погоды и политики, может быть мирное время или война, чрезвычайные происшествия, да все, что угодно. Но Литургия состоится.
Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе значит «общее (или общественное) дело». Оно появилось у древних христиан для обозначения богослужения, которое действительно было «общим», т.е. в нём принимал участие каждый член христианской общины - от грудных детей до священника.
Литургия – самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения. Она также является символическим описанием жизни и великого подвига Иисуса Христа, от рождения до распятия, смерти, воскресения и вознесения.
Считается, что если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая.
Несколько часов службы прошли. Что делаем дальше?
Трапезная
Дальше отец Дмитрий прошел в трапезную. Она находится в доме рядом с Воскресенским кафедральным собором. Оформлено красиво, много цветов, в том числе и цветущие орхидеи. Это – подарки прихожан. Но вот еда… Ну, среда была – постный день. Рыбный суп и чай. Впрочем, здесь питаются монахи, так что почти всегда готовят только постную еду. Кроме больших праздников, конечно.
Повар – Ксения, говорит, что на праздники готовят и куличи, и пасху, и другие блюда – все как положено. Она здесь работает давно, и специфику знает.
Кто бы подсказал тогда, что поесть надо бы, потому что потом времени вообще не будет!
В том же доме сейчас делают небольшую часовню для детей. Все очень небольшое и уютное, но сделано в таком несколько романтическом виде, покрытие стен стилизовано под ракушечник. Маленьким детям здесь будет удобно и интересно.
Но мы торопимся, еще посещение больницы, потом торжественное собрание и Усть-Элегест, где недавно создана община, и там тоже нужно проводить службы.
Онкологическое отделение
Вот в онкологии было действительно страшно. То есть, не сразу. Сразу с улицы можно зайти в часовню. Там есть иконы, у которых можно помолиться, поставить свечи. Там большой выбор духовной литературы.
Онкологическое отделение – не для слабонервных. Есть, конечно, пациенты бодрые, операция прошла удачно, скоро выпишут. Но не все такие. Есть и те, которым уже ничего не поможет. И они это знают.
Отец Дмитрий ходил по палатам. С прихожанами разговаривал на разные темы, они рассказывали о домашних делах. С незнакомыми, конечно, тоже разговаривал. Корреспондент был больше в роли носильщика литературы. Мы раздавали Библии и книги Нового Завета, еще разные брошюры и книги, фрукты.
Сейчас собираются возрождать институт сестер милосердия, женщины в специальной одежде будут помогать сестрам и врачам в их работе, беседовать с больными.
Врачи тоже понимают, насколько велика может быть роль священника в больнице. Когда обошли уже, кажется, все палаты, и собирались уходить, врач, который сидел в коридоре, показал еще одну комнату: «Туда тоже зайдите».
Для выздоровления от любой болезни вера необходима, необходим позитивный настрой. И если священник сможет внушить веру, то и врачам будет легче.
Усть-Элегест
Несколько часов на ногах. Тяжело. Зато теперь можно и сесть. В машину. За рулем сам отец Дмитрий, машина – не собственная, принадлежит приходу. И мы едем в Усть-Элегест.
В доме, где раньше была столовая, сейчас выделено помещение для богослужений. Людей немного, но среди них есть и дети. Сидят, слушают, вытягивая шейки.
Да, это не Воскресенский кафедральный собор. И не Свято-Троицкая церковь. Да и вообще не храм, честно говоря. Комната, столы, покрытые красивой тканью, на них – иконы. И это все, что говорит о ее специальном предназначении.
Но храм здесь будет. Обязательно построят, потому что – как же без него.
В Символе веры перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Что это значит - «вера в Церковь»? Под Церковью понимается общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами.
Так что, если церковь (здание) в Усть Элегесте пока и не построили, то Церковь уже есть. Церковь для христиан - это не только место, где они общаются с Богом, с Ним можно общаться в любом месте и в любое время. Все верующие – часть Церкви.
Служба, ответы на вопросы, консультации. Прихожане могут сидеть, но отец Дмитрий должен, разумеется, стоять. Ну вот, все вопросы решены. И можно опять сесть. В машину, конечно. В темноте уже едем в Кызыл, потому что отец Дмитрий должен сейчас проводить беседы с теми, кто решил принять Крещение.
Страсти
Приехали к Свято-Троицкой церкви. И рядом с нею есть дом, где тоже (как хочется есть!), находится трапезная. Глядя на несчастного и уставшего корреспондента, отец Дмитрий отводит его в трапезную. Где уже никакой трапезы-то и нет. Но есть знакомые. Заговорщическим шепотом: «А хотите кофе?». Хочу! Очень! К кофе полагались печенюшки. Это мне полагались. А отцу Дмитрию полагалось сразу идти на второй этаж в своего рода «классную комнату», где он ведет «уроки». Рассказывает тем, кто хочет принять Крещение об основных положениях, терминах, правилах.
Подкрепившись, корреспондент осмелел и тоже стал задавать вопросы. Да и тема-то была интересная – о страстях. Жадность и чревоугодие, гнев и зависть – все это страсти. Ну, с точки зрения, опять же постороннего человека, страсти – это страдания. То есть человек страдает сам, он болен жадностью, например. Эти болезни, называйте, как хотите – страсти или грехи, мешают нам жить. Конечно, они осуждаются, с ними надо бороться. Но в первую очередь, все-таки, они – страдания для того, кто им подвержен.
Гнев и уныние, тщеславие и гордость, сребролюбие и блуд – оказывается, все это страсти. И они заставляют страдать.
Тема интересная и большая. Занятия продлились почти до десяти часов. Могли бы окончиться и быстрее, если бы не было вопросов. Следующий «урок», как сказали, будет посвящен Символу Веры. А для того, чтобы принять Крещение, нужно будет пройти своего рода «собеседование». Человек, который хочет быть православным, должен же хоть немного разбираться в смысле Веры и разных обрядов.
Домой добрались к десяти часам.
И корреспонденту можно было хотя бы сидеть большую часть времени. А отец Дмитрий - все время на ногах. И ему не «подсунули» знакомые чашку кофе, и он еще спрашивал, не устала ли я…
Да, устала. Да – это трудно просто сопровождать священника весь день, не чувствуя при этом никакой ответственности, ничего собственно почти и не делая. И на следующий день можно отдохнуть. Мне. Не отцу Дмитрию. У него – новый день, и новые службы, новые обязанности, новые беседы с теми, кто готовится к принятию таинства Святого Крещения.