Агальматолитовые фигурки, о которых пойдет речь, конечно, кое-кто видел. Например, Феликс Кон, который их в свое время собрал и которые оказались в коллекциях музеев Санкт-Петербурга, Иркутска и Минусинска. Их видели сотрудники музея… но они практически не выставлялись. А в самой Туве их видели только в самом начале ХХ века – Феликс Кон путешествовал по Урянхайскому краю в 1902-1903 годах.
Новая экспедиция
Айлана Калиновна Кужугет, доктор культурологии, совершила экспедицию по заданию и на средства Русского географического общества. Это была своего рода двойная экспедиция. Первая – по следам польского революционера и этнографа, и вторая – по музеям России, где хранятся собранные им коллекции.
Впрочем, слово самой Айлане Кужугет: «Сегодня мы, жители Тувы, любим и гордимся работами современных тувинских мастеров – камнерезов. А между тем, мало кто знает, что агальматолит был найден тувинцами и признан поделочным камнем не так давно, всего лишь в конце XIX века. Первые работы тувинских мастеров, имен которых мы никогда не узнаем, были по достоинству оценены политическим ссыльным из Варшавы, поляком Феликсом Коном, которого мы по праву называем первым этнографом Тувы. Он был в Туве в 1902-1903 гг. в современных Улуг-Хемском, Дзун-Хемчикском, Барун-Хемчикском, Тоджинском кожуунах, тогда – хошунах».
Мифы агальматолита
Но про агальматолит надо бы поподробнее. Дело в том, что мы так привыкли к существованию камнерезов, к их искусным скульптуркам, что кажется, так было всегда. И порой появляется мнение, что это – древнее традиционное искусство. А между тем, камнерезному искусству немногим более ста лет.
С другой стороны, бытует и совсем другое мнение. Мы говорим о первых камнерезах. О богатстве и тонкости орнаментации, о декоративных эффектах М.Х. Черзи. О пространственной композиции, о передаче пластики движения Х.К. Тойбухаа. О спокойных статичных формах мастера Б.С. Байынды. И говорим об этих мастерах именно, как о первых. Между тем, задолго до них Феликс Кон восхищался каменными фигурками в Туве.
Кстати, чонар-даш – это да, это – в Туве. Но агальматолит вовсе не такой редкий камень. Его месторождения есть в Юго-Восточной Азии, на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США.
В Киевской Руси в X-XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли «образным» (он шел в производство объемных икон) и «мыльным» камнем. На Востоке – «пагодитом» (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод).
Камень – он камень и есть. А славу ему дают уже настоящие мастера. И в этом смысле чонар-даш, тувинский агальматолит, совершенно уникален.
Традиционный костюм
Мы можем просто любоваться фигурками. Хранить их у себя дома за стеклом. Дарить гостям республики. Ученые к ним относятся иначе.
Айлана Кужугет говорит, что «работы, которые Феликс Кон приобрел у местного населения, отличаются не только оригинальностью, изяществом, но и, несомненно, представляют интерес с точки зрения этнографической и исторической наук. Рассмотрим, к примеру, тувинскую женщину из коллекции Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). На фото можно увидеть, как носили женщины косы, какой длины у них были рукава, и какие украшения они носили».
Действительно, приглядимся к этой скульптурке. Очень тонко прописаны все детали одежды, орнаменты, украшения. Три косы. Две переброшены на грудь, одна – на спине, заправлена под пояс.
Есть фото другой фигурки, уже из коллекции Минусинского музея, на ней не так четко видны детали одежды, но и на ней можно разглядеть шапку с узором и поясные украшения.
И это – настоящая тувинская одежда того времени. Она не испытала влияния модернизации, не перегружена псевдоисторическими деталями, как делают порой в современных шоу. Для тех, кто хочет получить представление об истинных традициях – самое то.
Внимание: Вы окружены любовью!
И вот еще фигурка из коллекции Минусинского краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова под названием «Семья». Очень трогательное изображение. Двое молодых людей обнимают друг друга. Их ребенок растет в окружении любви. Айлана Калиновна считает: «Безусловно, с точки зрения современных мастеров, она кажется далеко не совершенной, но мы должны учесть, что это только самые первые шаги тувинского камнерезного искусства из агальматолита. Это то, что называется наивным искусством».
Наивное искусство называют еще «примитивным». Но все это – путаница терминологии. Тем более, когда переводимые слова имеют по несколько разных смыслов.
Изначальный термин, насколько можно понять, предполагал понятие некоторого основания, на котором все строилось. «Первобытный» - в смысле первосозданный, изначальный.
И эта миниатюрная статуэтка в прямом смысле изначальная. И как определение искусства, и как одна из первых работ тувинских камнерезов, и как выражение изначального и главного чувства – любви.
«Я люблю свою лошадку»
Лошадь – друг. Без нее в степи – никак не прожить. И не удивительно, что образ красивого скакуна – самое обычное дело в творчестве кочевых народов. Песни и картины, сказки и героические сказания дают представление об этом красивом, сильном, мощном, а порой и грациозном животном. И каменные изваяния – куда же без них.
Но эти лошадки какие-то… неподвижные, что ли. Ну, вероятно, просто потому, что это были еще первые опыты изготовления, еще не научились передавать движение. И Айлана Кужугет объясняет это: «На фото из собрания Иркутского областного краеведческого музея собраны животные, впервые выполненные в камне. Возможно, читателю они покажутся слишком простыми, но мы должны понять, что великие камнерезы Черзи и Тойбухаа появились не просто так, они видели именно такие работы, и тем значительнее и понятнее для современного зрителя уровень их мастерства.
На фото, скорее всего, все – лошади (иногда было трудно определить даже работникам музея). Все они статичны, вообще в движении фигур мы не встречали во всех трех музеях, это уже следующий этап. Лошадь с седлом и без, очень по-простому выполненные, но в них есть своя прелесть, как будто безымянные художники только изучают этих животных, изображая в камне».
Рога и краска
Конечно, есть и копыта, а не только рога. Но копыта прорезались в фигурках изначально. А вот рога… Почему-то их нет. Вместо них какие-то пятнышки. Или дырочки? За ответом – к Айлане Кужугет. А она говорит, что «особый интерес представляют изображения рогатых животных, поскольку в те годы было принято рога изготавливать отдельно, оставив в фигуре животного специальные углубления. Рога, очевидно, практически, не закреплялись клеем. Просто плотно вставлялись. А при транспортировке терялись. Во всяком случае, их мы в трех музеях не нашли.
И хочется рассказать, еще об одном приеме старых безымянных мастеров – подкрашивании черной тушью фигурок. Это, несомненно, прибавляло им еще большую выразительность. На фото сняты уточки – фигурки, игравшие в тувинских шахматах роль пешек, и все они были подкрашены.
Вот так, казалось бы, навсегда утерянные работы первых тувинских мастеров - камнерезов, возвращаются к нам в виде снимков, благодаря бережному отношению собирателя Феликса Кона и сотрудников трех музеев, за что мы приносим им большую благодарность».
Итак – фигурки, собранные в результате двух экспедиций. Одна – Феликса Кона, и вторая экспедиция – Айланы Кужугет по заданию и на средства Русского географического общества. Феликс Кон собрал коллекцию, чтобы показать ее всеми миру. Айлана Кужугет – собрала, чтобы показать ее Туве. Вернуть ее на родину. Скоро выйдет альбом с фотографиями, сделанными самим Коном, и фотографиями коллекций, которые он собрал, сделанные Амиром Минаевым.
Несомненно, это будет событием не только для научных исследований, но и для всех, кто любит Туву.