Готова к изданию книга воспоминаний Надежды Глазковой, учителя русского языка и литературы, почетного жителя Тоджинского района. Надежда Лукинична родилась, выросла, до выхода на пенсию трудилась в этом удивительном таёжном крае. Бойкая, гостеприимная женщина удивляет многим: в свои 80 лет она лихо ездит на велосипеде, как активист районного совета ветеранов сама пишет сценарии мероприятий, знает много песен и частушек, одной из первых освоила персональный компьютер. Она с юных лет собирала материал о жителях района. А как вышла на пенсию, сразу начала работу над книгой, в которой рассказывала о том, как жили тоджинцы до появления в их местах русских переселенцев, чем занимались, как выживали в суровых условиях. «Не зная прошлого своего народа, нельзя оценить его настоящее и будущее», — уверена автор книги.
Первая ее часть полностью посвящена укладу жизни тувинцев-тоджинцев, их обычаям. Ветеран убеждена, что тоджинцы испокон веков отличались большими познаниями в области географии, топографии и ботаники. Они с малых лет прекрасно ориентировались не только на своей, но и на соседних территориях.
«Тоджинцы совершенно отличаются от западных сородичей и, вероятно, в давние времена принадлежали к совершенно другим племенам, как по антропологическим признакам, так и по языку. Это сметливый, весёлый, с большим юмором, музыкальный народец. Тоджинцы очень любят петь. У них редкий вид горлового пения. Они более стройны, гибки, бойки и подвижны, чем степные жители. Тело у них желтовато-коричневого цвета и более светлого окраса. Волосы совершенно чёрные, без блеска. Радужная оболочка глаз тоже чёрная, реже — коричневая. Рост, в среднем: мужчины — около 160 см. (Для сравнения: по Анучину рост мужчин-великороссов в среднем составлял 165 см). Женщины — в среднем 148 сантиметров. Тоджинцы очень честные люди, и в этом отношении являют собой полную противоположность западным соседям. Тоджинцы являются остатками древней расы, обитающей в самом сердце величайшего из материков», — делает вывод автор.
«Название «тоджинцы» («точи», или «точигесы») в русских источниках XVII столетия, видимо, отражает вхождение в состав племени тайджутов, которое позднее было выделено в особый сумон «точжин-урянхай». Тоджинский хошун располагался в бассейне Бий-Хема — от реки Ут на западе до Саянского хребта на востоке. На севере граница проходила по Саянам, на юге — по хребту Оттуг-Тайга, отделяющему Бий-Хем от бассейна Каа-Хема. Во главе хошуна был поставлен амбань-нойон. Хошун делился на несколько сумонов, которые, в свою очередь, подразделялись на арбаны. Арбаны объединяли близких родственников, сородичей (само — десяток). В тоджинском хошуне было четыре сумона: Тожу (или Кол), Ак-Чооду, Кара-Чооду и Хоик (Тоду). Ак-Чооду располагался в верховьях Каа-Хема и по реке Тенгису, Кара-Чооду — в верховьях Бий-Хема и по его притокам, Тоду — по рекам Бий-Хем, Хамсара, Сыстыг-Хем и Чаваш. Во втором десятилетии ХХ века первый Кол-сумон включал население, проживающее по рекам Севи и Туз, Сыстыг-Хема, Ий-Хема и Тоора-Хема.
В сумонах были зарегистрированы и более мелкие названия родоплеменных групп: маады, кол, сойан, чоода (чогда), кара-тодот, хамсут, хемде и хуюк. Маады и чоода (Чжоды) обитали в верховьях Уса, по рекам Уюк и Ут. Они принадлежали монгольским князьям. Две группы Чооду жили в тоджинских сумонах Ак-Чооду и Кара-Чооду. Кара-чооду жили в верховьях Каа-Хема по Баш-Хему, Серлику, Харалу и по реке Топса. Сегодня Чооду встречаются почти во всех районах Тувы.
Язык тоджинцев тоже во многом отличался от языка других жителей Тувы. Тувинцы-тоджинцы в течение многих столетий находились в географической изоляции. Тоджинская котловина с четырёх сторон окружена Саянскими хребтами. И только могучий Енисей (Бий-Хем) пробил себе в горном ущелье Хутинского порога между пиков хребта Обручева выход к Северному Ледовитому океану.
Дремучая тайга, отсутствие дорог препятствовали проникновению кого-либо в этот отдалённый, закрытый хошун. Тоджинцев почти не тронули все военные события, которые происходили в Туве на протяжение столетий. Считалось, что в Тодже проживают дикари — охотники и оленеводы. С ними невозможно было воевать. Они появлялись ниоткуда, осыпали пришельцев стрелами и исчезали в никуда. А таёжные звериные тропы сбивали пришельцев с пути. Стрелкими тоджинцы были отменными — из лука попадали белке в глаз».
…Из бересты тоджинцы делали разную домашнюю утварь. С помощью деревянной корнекопалки (озук) они разрывали мышиные норы, извлекая из них запасы различных корешков и орехов. Пользовались при собирательстве длинной палкой, с помощью которой сбивали шишки с кедра. Когда выпадал урожай кедровых шишек, тоджинцы не голодали. Питались тем, что добывали в лесу и на охоте… Семьи оленеводов весной кочевали за стадом своих оленей к вершинам рек, снегам, где большие запасы мха, лишайника и не так беспокола мошкара.
Интересна часть воспоминаний, посвященная появлению в Тодже первых русских переселенцев. В 1885 году купец Сафьянов получил официальное разрешение от тувинского правительства заниматься земледелием в районе реки Туран. Воспользовавшись этим, русские крестьяне и казаки стали семьями заезжать в Туву. В 1886 году в Туране проживало уже 165 семей, в соседнем Уюке — 44 семьи. Многие стали искать новые места для жительства. Таким местом стало урочище Сейбы в Тодже.
Сыновья Сафьянова по речке Хон построили факторию, где паслись их лошади. Братья занимались улучшением породы коней. У них даже был арабский жеребец. Тут же пас своих лошадей нойон-коневод Чончин. У него была особая порода коней: длинные, выносливые, белые с вишнёво-сиреневыми яблоками.
Рядом стояло несколько тувинских чумов. Тувинцы с большим интересом наблюдали за оседлым образом жизни русских. Мальчишки помогали пасти лошадей, учились ухаживать за ними, гонять на водопой.
На устье речки Сейба, на берегу Енисея поселились русские крестьяне, охотники, лесорубы и мастера сплава леса по рекам. Спустя время их соседи-тувинцы уже хорошо владели разговорным русским языком. Олег Посохин вспоминает: «Мы, русские и тувинские ребятишки, даже не замечали, что у нас разная национальность. Мы учились друг у друга. Я не помню, чтобы обзывались или дрались...»
В 1839 году на реках Малый и Большой Алгияк (Амыл) были основаны Спасский и Никитский прииски. На этих приисках мыли золото в основном жители из Минусинского уезда. Сюда приезжали тувинские охотники на оленях. Они обменивали пушнину на русские дробовики и продукты. С окончанием сезонных работ на приисках многие мужики с проводниками стали уходить по речкам Сыстыг-Хем и Чёрной на охоту. Постепенно спускались до Енисея. Они восхищались красотой таёжного края, где на каждом шагу встречались невиданные звери, а в реках рыбы столько, что её можно было ловить руками, а также гостеприимством таёжных жителей. Русские охотники изучали места для постоянного места жительства. Зимой по жребию заготавливали брёвна для домов, свозили их с помощью лошадей на места стройки. Так постепенно появились посёлки Тозан, Сыстыг-Хем, Хамсара, Чабаш, Карагаш. И всегда рядом с русскими домами стояли тувинские чумы. Затем русские переселенцы появились в Толбе, Талыме, Тоора-Хеме, Салдаме.
«Мы, тувинцы и русские, живём одной большой семьёй. Спасибо вам, тоджинцы, что вы стремитесь к лучшему, приближая это лучшее, доказывая это своим трудом, учёбой, воспитанием детей, взаимопомощью, дружбой и верностью», — такими словами Надежда Лукинична Глазкова закончила свою книгу.
Читателям «Тувинской правды» она пожелала:
— Память о прошлом не дает тоджинцам падать духом перед трудностями. Мы с иронией относимся к санкциям Запада, с чувством юмора — к повышению цен в магазинах, это тот рубеж, который мы должны с легкостью пережить. Разрешите поздравить всех жителей Тувы со светлым праздником Шагаа! Каждому из нас в жизни доводится видеть и радость, и горе, и заботы, и успехи, болеть и выздоравливать. Но главное, что мы получаем, — бесценный опыт, жизненную мудрость. Тем самым мы открываем свой Белый путь — путь, озаренный светом нашего понимания и терпения. Праздник Шагаа — это не просто традиция, не просто связующая нить жизней и чаяний наших предков. Это то, когда мы можем остановиться, подумать, помолиться, понять, простить, поделиться любовью и наполниться новыми надеждами.
Белого пути вам, друзья. Шагаа-биле! Курай-курай!