Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 декабря 2024 г.
8 апреля 2015 Тува. Общество

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. Ученый. Писатель. Человек

 

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. Ученый. Писатель. ЧеловекМонгуш Борахович Кенин-Лопсан. Писать о нем трудно и ответственно. Что значат мои слова, когда о нем писали известные писатели и ученые, оценивая его вклад в науку и литературу, а его работы по тувинскому шаманизму, его вклад в сохранение богатого шаманского фольклора оценены Американским Фондом шаманских исследований званием «Живое сокровище шаманизма».

Восхищает и поражает его работоспособность. Наряду с музейной работой (а он долгое время был заведующим отделом истории ТНР) Монгуш Борахович писал книги — стал народным писателем Тувы, занимался исследованиями, защитил кандидатскую диссертацию, а позднее стал доктором наук.

Это очень интересный и самобытный человек. Про себя он говорил так: «Я человек очень скрытный и одинокий. Здесь (в музее) никто не знал и не спрашивал, над чем я работаю. А работаю я (в смысле сочиняю — М.Б.) всегда на ходу в уме. Оформляю (свои мысли) только утром в течение одного часа, не более». И я позднее в этом убедилась. Научное мышление сосуществует в нем с художественным взглядом на мир. Живя среди нас, он пребывал и в своем мире, мире воображения и фантазий. Как писатель, он проживал и жизнь своих героев, с которыми потом мы знакомились на страницах его книг.

Старый музей на ул. Ленина, 7. Иногда утром, когда музей еще закрыт для посетителей и идет уборка, в пустых залах раздавались необычные звуки — крики ночной совы. Это Монгуш Борахович, обходя залы, то ли шутя, то ли наоборот, погружаясь в свой мир, «разговаривал с духами». Такое поведение со стороны воспринималось как чудачество, и у многих вызывало непонимание и удивление. Но в его душе жили артист, шаман, художник и ученый в одном лице, дарившие ему свободу самовыражения.

На работу он всегда приходил заранее. Часто по утрам видели его беседующим с нашим завхозом на завалинке. А потом рассказы завхоза Сергея Сойбуновича появлялись в его книгах. Так, по крупицам, на рабочем месте, в служебных командировках, в поездках с выставками по Туве он собирал народные песни, частушки, приметы, шаманские алгыши. И все это с большим уважением к своим собеседникам, указывая их имена, даты жизни, место жительства и время беседы.

Он пользуется поистине народной любовью, уважением и известностью. К нему в «избушку» приходило много людей: и чтобы поздравить с праздником, и чтобы выразить ему уважение, и чтобы попросить совета в сложной жизненной ситуации. Этот поток людей начался в трудные 1990-е годы и потом, когда жизнь начала налаживаться, не иссякал. Приходили мужчины и женщины, молодые и пожилые, простые люди и высокопоставленные чиновники, приходили как к старейшине, к пожилому и уважаемому человеку и ждали от него мудрого совета.

Приходили даже дети. Помню, как-то раз пришла девочка, у которой были проблемы с мамой из-за отсутствия взаимопонимания. Очень бережно и участливо разговаривал Монгуш Борахович с этой девочкой. Он был и психологом, и большим дипломатом.

Зачастую посетители приносили предметы быта, изделия мастеров, предметы культа. Монгуш Борахович тщательно записывал все данные о них, а потом передавал их в фонды музея.

После оформления выставки о политических репрессиях, автором которой был Монгуш Борахович, после реабилитации многих репрессированных к Монгушу Бораховичу стали приходить их родственники, которым полагались льготы, и Монгуш Борахович помогал им составлять заявления в соответствующие органы, чтобы добиться получения жилья, пособия, пенсии и т.д.

К выставке о репрессиях в Туве Монгуш Борахович собрал огромное количество материалов. Главными экспонатами выставки стали список репрессированных, множество документов, в том числе под грифом «секретно». Посетители подолгу стояли именно перед списком репрессированных, и многие находили своих родственников, знакомых, односельчан. На основе этой выставки позднее был создан Музей истории политических репрессий в Туве, который находится на улице Комсомольской, 5.

Все выставки и экспозиции, автором которых был Монгуш Борахович, отличаются научностью, тщательным подбором материалов, которые выявляют суть заявленной темы, и всегда становились событием не только в музее, но и в республике и даже за пределами нашей страны. Таковой явилась выставка о шаманах и шаманизме в Туве, которая принесла ему заслуженное мировое признание.

Монгуш Борахович простой в общении человек. Он всегда готов прийти на помощь. Помню такой случай. В кабинет вбежала запыхавшаяся молодая женщина. Это была дальняя родственница Монгуша Бораховича, и он ее хорошо знал. Оказывается, она встретила на автовокзале мужчину, задолжавшего ей крупную сумму денег, и потребовала вернуть долг. Но мужчина поставил условие: привести человека, в присутствии которого он это сделает. С этой прось­бой она прибежала к Монгушу Бораховичу. Тот быстро собрался и пошел с ней. Через некоторое время вернулся один. Я спросила его, как дела. Он только рукой махнул: мошенника уже не было на месте, как впрочем, и следовало ожидать.

Для него было совершенно естественным навестить заболевшего сотрудника в больнице. Это случилось и со мной однажды, и я ему очень благодарна и признательная за такое участие.

Неподдельное уважение вызывает богатый, точный и образный язык М. Б. Кенин-Лопсана — как тувинский, так и русский. Прекрасное владение речью оставляет неизгладимое впечатление у слушателя. Когда на собраниях он начинал говорить, то в зависимости от темы выступления своими речами мог кого и что угодно низвергнуть в пропасть, а мог — вознести до небес. Неудивительно, что он был непревзойденным лектором и экскурсоводом.

В заключение хотелось вспомнить историю создания книги «Душа шаманки» (на данный момент еще не издана). Книга посвящена политическим репрессиям в Туве. Идея романа, по словам Монгуша Бораховича, родилась в 1993 году. «Но тогда у меня не было формы. И она мне приснилась, — рассказывал писатель. — Однажды мне приснилась бабушка Хандыжап. Она пришла в виде белой волчицы. В ту ночь я записал «белая волчица». После этого начал писать роман. Да, я готовился к этому. Прочитал много политических книг о Гитлере, Муссолини, Пол Поте. Политические репрессии — это страшная трагедия. О политических репрессиях написано много книг. Но я хотел, чтобы мой сюжет отличался, не стал повторением, был оригинальным».

Книга создавалась на моих глазах. Каждый день утром в течение примерно трех месяцев Монгуш Борахович приносил три страницы отпечатанного на машинке текста. 20 марта 2003 года были написаны последние три страницы, 287–289.

Эта книга посвящена шаманам Тувы, которые представляют огромный пласт народного мировоззрения, верований и поэтического фольклорного творчества. Возрождению этого уникального явления культуры тувинского народа во многом способствовал Монгуш Борахович Кенин-Лопсан — как ученый, писатель, человек.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта