На прошлой неделе, 4 апреля, в Национальном музее состоялось собрание потомков героев Кобдинского сражения. На этом собрании было принято несколько важных решений. Самое главное – создано неформальное движение, общество потомков героев Кобдо. И это один из редких случаев, когда восстановление исторической правды – инициатива народа. С того самого 1912 года, года взятия крепости, практически ни одному правительству не было выгодно заниматься его историей.
Найти имена
Одна из основных задач нового общества – найти имена героев. Да, так уж получилось, что пока известны очень немногие. Хотя по разным источникам можно определить, что в Кобдо сражались около 900 человек, возможно, и вся тысяча.
Это может показаться странным. Все население Тувы тогда составляло около 45 тысяч человек. Как могла тысяча из них пойти на войну? Так ставят вопрос монгольские историки, и они правы. Со своей стороны правы. Потому что документов той эпохи практически не осталось.
А в Туве была практически объявлена мобилизация. Воины отправлялись в Кобдо под руководством нойонов. Кроме того, было много и добровольцев. Ситуацию хорошо описал в своей книге Кара-Куске Кунзекович Чооду: «За что сражались тувинцы в Монголии». Границ ведь тогда четких не было. Тувинцы жили во многих аймаках, которые сейчас находятся на территории Монголии. И когда монголы обратились за военной помощью к тувинским князьям, помощь была охотно предоставлена.
Все в целом – освободительное движение. Вот только героев и участников этого освободительного движения быстро постарались забыть. Потому что началась революция. А всех отличившихся в войне повысили в званиях. Это нормально и правильно, когда воины получают звания за военные подвиги. Но вот только военные звания автоматически повышали и гражданский статус.
Повышение гражданского статуса – тоже понятно, в России, например, это называлось получением личного или потомственного дворянства. Но – революция. А значит, все «благородное сословие» автоматически становится врагами народа». В худшем случае – репрессии, в лучшем – просто замалчивание.
Тувинские чиновники имели звания, определяющие место в военной иерархии. Мээрен - воинское звание командира соединения, мээрен-чанзы - помощник командира соединения, чангы - командир эскадрона (сумона), чалан - командир полка (хошуна), бошка - урядник, командир десятка (арбана). Повышается звание – повышается титул. Повышается титул – автоматически феодал и враг народа.
Опасаясь репрессий, родственники постарались не упоминать о том, что кто-то из их семьи воевал в Кобдо.
А архивы сохранили только несколько имен.
Найти потомков
Уже много лет идет изыскательская работа. Найдено уже определенное количество людей, которые являются потомками героев той войны. Собирают воспоминания, общаются со стариками. Кара-Куске Чооду объехал сотни и тысячи километров по Туве и Монголии в поисках каких бы то ни было сведений. Большую работу проводит и Санаа Шондаанович Баян, сын героя Кобдо Кыргыса Шондаан-Баатара Карма оглу.
Конечно, сыновей участников Кобдинской битвы почти не осталось. Но есть внуки, правнуки, уже и пра-правнуки.
Некоторые не знали, кем были их деды. И были удивлены, когда им сообщили о предках-героях. Но они были действительно рады узнать страницы из истории своей семьи, узнать, как отличились их деды в свое время.
В результате работы, которую общество потомков героев Кобдинского сражения уже ведет, несомненно, выявится большее количество таких семей.
К тому же, этот факт не просто фиксируется на бумаге. В честь героев войны устанавливают мемориальные доски, называют улицы. И, это действительно важно, за улицами тщательнее следят, стараются содержать их в хорошем состоянии.
В 2011 году главную улицу в Качыке назвали именем героя Шондаан-Баатара Кыргыса. Два года назад установили мемориальную доску, и в честь такого события его сын подарил селу два музыкальных центра – один для школы, другой для клуба.
В Чыргаланды в прошлом году построили футбольное поле. Расчищали землю от карагатника, вывозили мусор и прочее – потомки Калзанмая Оюна, самого молодого героя Кобдинского сражения. Два года назад установили мемориальную доску на одном из домов улицы его имени. Кстати, в расчистке территории принимали участие и просто жители улицы имени Калзанмая Оюна. Они сочли, что это – и их дело тоже.
Движение нарастает. Когда люди узнают, какими героями были их предки, они стараются увековечить их память не только памятными знаками, но и реальными важными делами, интересными и нужными для всего общества.
Найти историю
Это – самое сложное. Ведущей вечера была этническая тувинка из Монголии Цэцэг Уламсурен, преподаватель монгольского языка в ТГУ. Она сама родом из тех мест, но и она мало знает историю Кобдинской крепости, историю Кобдинской войны. Преподавание истории родного края и у нас, и в Монголии далеко от совершенства.
Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года. Грюнвальдская битва – 15 июля 1410. Это все мы знаем. Кто-то знает историю, кто-то, хотя бы, вызубрил для ЕГЭ. Но есть ли среди нас потомки тех воинов? Это все, конечно, имело большое значение для истории, но происходило так далеко, что не могло оказать какого-либо влияния на историю Тувы. А Кобдо – имело. Но о нем мы знаем гораздо меньше…
Кара-Куске Чооду предложил расширить понятие. Он в своей книге пишет, что это было не Кобдинское сражение, а Кобдинская война. Значит, надо и рассмотреть этот отрезок истории более подробно. Что было после того, как китайцев выбили из крепости? Все хорошо? Мир да благодать?
В Википедии об этом коротко: «7 августа 1912 года гарнизон крепости был разбит в ходе штурма крепости, которым руководил Джа-лама, и китайская администрация покинула Кобдо. В результате боевых действий и сразу после них стены и башни крепости были приведены в негодность, все постройки на территории крепости были разрушены».
Конец рассказа, конец истории?
Нет. Во-первых, здесь не сказано, что большую роль в этом сражении играли тувинские воины. А во-вторых… жители Монголии очень быстро крепость опять сдали китайцам.
По Кяхтинскому договору 1915 года Монголия была признана автономией в составе Китайской республики. В 1919 году страна была оккупирована китайцами, а автономия была ликвидирована генералом Сюй Шучжэном.
Кобдинская война
Книга Кара-Куске Чооду называется «За что сражались тувинцы в Монголии». А вот за что сражались россияне в Монголии. Точнее, конкретно в Кобдо?
Да, это может показаться странным, но есть ведь военная история, которая, так же как и Кобдинское сражение, долгое время была никому не нужной. Потому что сражались в ней, опять же те, кого перестали замечать после революции. Если замечали, то просто репрессировали. А не вспоминали подвиги.
Александр Петрович Кайгородов - участник Белого движения, соратник и союзник генерала барона Р. Ф. Унгерна фон Штернберга.
После скитаний по Монгольскому и Русскому Алтаю к началу 1921 года Кайгородов с небольшим отрядом осел в местности Оралго по реке Кобдо. К нему присоединились беглецы из нескольких других небольших белогвардейских отрядов.
Весной 1921 года в Оралго непрерывно прибывали русские, бежавшие из города Кобдо, спасаясь от китайского погрома. Погром в Кобдо Кайгородов не только осудил, но и разрешил членам своего отряда грабить китайские торговые караваны. 20 марта китайский комиссар Кобдо отправил Кайгородову письмо с требованием остановить «противоречащие международным договорам» грабежи. Тот, в свою очередь, ответил ему, что «международные договоры одинаково не давали ему основания надругаться над беззащитными русскими», и в качестве мести за кобдоский погром он, Кайгородов, намерен организовать вооружённый поход на Кобдо. Не став дожидаться, пока отряды русских войдут в город, в ночь на 26 марта китайцы оставили Кобдо, а через три дня в него въехал Кайгородов с 20 партизанами.
Кобдо еще не раз будет переходить из рук в руки. Вероятно, это место действительно было стратегически важным.
Историю можно переписывать часто. Да хоть каждый раз, когда меняется политика государства. Только вот зачем это надо? Так можно забыть и саму историю. Монгольские ученые могут сомневаться в количестве тувинских воинов во время штурма крепости. Но тогда и мы можем удивиться тому, что они сами, без посторонней помощи, не могли справиться с китайцами. Ургу, например, от китайцев освобождала Азиатская конная дивизия под командованием генерала Унгерн-Штернберга.
Найти себя
Переписывать историю нельзя вечно. Наверное, пора ее просто узнать. Но с реконструкцией Кобдинской войны есть определенные трудности. Во-первых, Кобдо находится все-таки в Монголии. А монгольские исторические источники содержат мало информации о жителях Тувы, которые там воевали. Во-вторых, воспоминания потомков героев Кобдинского сражения тоже не всегда достоверны и порой противоречат друг другу. Это тоже можно понять, память человека избирательна. Тем более, что воспоминания в данном случае пришли уже через вторые-третьи руки.
Солидный труд И. Серебренникова «Гражданская война в России: Великий отход», изданный в 2003 году, достаточно подробно расписывает ситуацию в Кобдо в отношении белого движения, то есть, уже в двадцатые годы прошлого столетия. Что было в 1912 году – известно гораздо меньше.
Каждый человек имеет право знать историю своей семьи. Общество потомков героев Кобдинского сражения собирается серьезно заняться восстановлением этого права. Если у кого-то остались какие-либо документы той эпохи, или он обладает информацией о воспоминаниях участников Кобдинского сражения или их родственников, поделитесь этими фактами. Любая информация будет принята с благодарностью.
На собрании потомков героев Кобдинского сражения присутствовали, в основном, люди среднего возраста. Но была и молодежь, и, что еще важнее, дети. Значит, работа только начинается. Растет новое поколение тех, кто интересуется историей, тех, кто понимает, что у них есть право знать историю своей семьи.