В эти дни помимо праздничных хлопот Наталья Дойдаловна занята подготовкой к отправке в Туву предметов творческого наследия своих родных: мужа, театрального художника, живописца и графика Николая Константиновича Рушева и дочери - известной юной художницы Нади Рушевой.
Договоренность о передаче в Национальный музей Тувы части семейных реликвий Рушевых была достигнута в октябре в ходе командировки в Москву директора музея Виктора Чигжита.
Готовить материалы к отправке помогает полпредство Тувы в Москве.
"Вот уже месяц ведется эта работа. Проводим отбор, опись, упаковку всех вещей. Наталья Дойдаловна встает в 5 утра. Сама старается разобрать и систематизировать многие предметы. Но из-за плохого зрения помощь просто необходима. Вот в таких трудовых буднях каждый день, - рассказывает сотрудница полпредства Роза Сашникова. - Но 20 ноября для нас всех особый день. Думаю, что утро Натальи Дойдаловны начнется со звонков с родины, поздравлений земляков, друзей, коллег. Готовим и поздравление от полпредства"
Для жителей Тувы эта хрупкая женщина стала воплощением женственности, стойкости, воли, подвижничества и трудолюбия.
У нее удивительная судьба, в которой нашли отражение самые знаковые события XX века в истории Тувы. Заготовка кормов, сбор подарков для фронта - в юности. Чуть позже Ажикмаа Салчак (после паспортизации имя стало фамилией), дочь простых аратов из местечка Уш Кожээ (3 каменных идола, Пий-Хемский район), стала одной из самых талантливых учениц Анатолия Шатина, солисткой первого танцевального коллектива республики. Хореограф Большого театра Шатин приехал в ТНР (с 1921 по 1944 годы независимое государство) в середине 40-х с группой других советских специалистов помогать молодой республике создавать с нуля профессиональные коллективы - театр, оркестр, цирковую группу, танцевальный ансамбль.
Ажикмаа стала первой исполнительницей легендарного танца "Звенящая нежность", сегодня ставшего классикой тувинской хореографии, женой и музой театрального художника Николая Рушева, командированного в Туву вместе с другими деятелями культуры СССР.
Их дочь, юная художница Надя Рушева осталась загадкой и легендой прошлого столетия. Ее ранний уход из жизни, в 17 лет - шоком для тысяч поклонников ее удивительного творчества - легкого, воздушного, ясного. Рисунки Нади Рушевой, ее иллюстрации к мировым литературным шедеврам до сих пор продолжают волновать.
После смерти дочери и мужа Наталья Ажикмаа-Рушева является главным хранителем и пропагандистом их творческого наследия. При ее активной поддержке в Тувинском Национальном музее им. 60 богатырей был создан филиал-музей Нади Рушевой, в фонды которого мама художницы передала 400 рисунков дочери, а также 334 рисунка и живописных работ Николая Рушева.
С 1971 года в московской школе № 470, где училась Надя Рушева, открыт музей ее имени, с которым Наталья Дойдаловна поддерживает тесную связь.
Благодаря подвижничеству балерины, ее стремлению восстановить историческую справедливость в Туве в 2004 году широко отмечался 100-летний юбилей Анатолия Шатина, советского балетмейстера, создавшего с нуля тувинскую хореографию. Его ученица собрала воспоминания коллег о легендарном хореографе, которые при поддержке правительства Тувы были изданы отдельным сборником.
Ее главная забота сегодня - сохранить творческое наследие мужа и дочери, сделать их доступным как можно большему количеству людей.
На фото: Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Октябрь 2009 года (фото Дины Оюн); танец "Поляночка" исполняют Наталья Ажикмаа и Николай Кысыгбай. Фото Владимира Ермолаева из личного архива балерины.