Сегодня в Национальном музее им. Алдан Маадыр Тувы открылась выставка трех художников: камнереза - Юрия Ооржака, художника-прикладника - Юрия Тойбухаа и живописца - Олега Суван-оола. Этот вернисаж «Посвящение родному краю» приурочен к 50-летию со дня рождения этих творческих личностей. Каждый из них будет экспонировать более двадцати произведений живописи, резьбы по камню и декоративно-прикладному искусству. Выставка будет экспонироваться более месяца. Накануне заведующий отделом искусства и религии музея Александр Хертек провел беседу с двумя талантливыми художниками в их мастерских: камнерезом Юрием Даржаевичем Ооржаком и художником-прикладником Юрием Салчаковичем Тойбухаа.
ЮРИЙ ДАРЖАЕВИЧ ООРЖАК- член Союза Художников Тувы. Он начал вырезать из камня еще со школьных лет. В 1990 году стал членом Союза Художников СССР.
- Почему ты решил стать художником и вырезать из камня?
- Я приехал однажды в Кызыл и увидел в музее работы камнерезов после чего решил попробовать себя в этом деле.
- Вас кто-нибудь учил камнерезному искусству или вы самоучка? Были ли у вас наставник или учитель?
-Я сам учился этому искусству, но я всегда обращался к тувинским мастерам. Дондук Дойбухаа, например, мне много рассказывал и показывал как нужно было делать. Что не знал я спрашивал у них. В один из приездов в Кызыл я встречался со скульптором Товарищтаем, на тот момент он вырезал из мрамора образ Степана Сарыг-оола. Тогда я впервые увидел, что можно было работать с мрамором. Меня он сразу заинтересовал как материал. Я не знал был ли он твердый или мягкий, как агальматолит, но мне тогда было двадцать четыре года, и я многого не знал. Вот так постепенно, год за годом я осваивал камнерезное искусство. Уже пятьдесят лет работаю, даже не заметил, как время прошло. Недавно вроде было двадцать четыре, тогда я даже и не думал, что буду резать камни. В школе на уроках труда я начинал вырезать из дерева. Делал табуретки, самолеты. Потом начал вырезать из дерева дома и сделал первую фигурку коня. Из камня, конечно, вырезать легче.
- У тебя есть фигурки горных козлов, архаров. Ты вырезал почти весь животный мир Тувы? Кто у тебя лучше всего получается?
- Бывает так, что фигурка зависит от настроения. Иногда смотришь на камень и уже знаешь, кто получиться, иногда стоит пофантазировать и посочинять. Камень порой сам рассказывает о будущих фигурках. Нужно уметь это делать - видеть камень. Например, я брал камень и видел, что должен бык получиться, и у меня через некоторое время получался красивый бык.
-Сколько времени уходит на одну работу? Сколько работ в год, примерно, вы вырезаете?
- В год, наверно около десяти получается, иногда может быть больше около пятнадцати или шестнадцати. А на одну работу уходит много времени. Сначала нужно все обработать молоком, затем начать вырезать ножом, начиная с крупных деталей, заканчивая узорами и украшениями. На одну работу уходит где-то около недели и нужно работать каждый день. А когда настроение хорошее, то получается очень хорошо.
-Юрий Даржаевич, с каким материалом вы чаще всего работаете?
- Я люблю камень серпентенит. Когда вырезаешь фигурки из этого камня, они очень красивые получаются. Мне он очень нравится как материал. Красивые фигурки еще получаются из красного агальматолита, но его трудно найти. Я когда начинал из камня вырезать, не знал, где его найти, просил мужа сестры, и он мне его привозил. Сейчас ездим с другими камнерезами искать каменный материал.
- Мы видели, что ты делал из дерева скульптуру «борьба Хуреш», какое дерево чаще всего ты используешь как материал?
- Есть такой материал, который называется кап. Он очень крепкий - это береза. Работы из березы очень красивые получаются. Я очень люблю этот материал, но его нужно долго сушить. Как привезут березу, ее нужно сушить около года, а то и три.
- Скоро в музее выставка ваша состоится, что скажете по этому поводу.
- Я попросил две витрины для оформления. Надеюсь, что мои работы для публики будут очень интересны.
ЮРИЙ САЛЧАКОВИЧ ТОЙБУХАА - художник- прикладник был принят в члены Союза Художников как камнерез. Он родился в селе Кызыл-Таг Бай-Тайгинского района в Тувинской АССР.
-Расскажи, с чего вы начинали свое творчество?
- Когда я был в четвертом классе, я пришел в камнерезный кружок, которым руководил Хертек Барыштаевич Тойбухаа. Я даже забыл в каком году это было. Мы все там обучались: Валерий Окпан-оолович, Багай-оол и другие. После окончания средней школы, я поступил в Кызылское училище искусств на художественное отделение. В 1983 году преподавал в детской художественной школе и работал мастером-камнерезом народно-художественного промысла сувениров в Кызыле. В 1988 году в Ак-Довураке организовал кооператив со своими коллегами по художественному оформлению города.
- На художественном отделении училища вы какую специальность получили?
- Сначала я учился на оформительском факультете, а по окончании стал преподавателем черчения и рисования.
- Как у вас в последствии появилось увлечение заниматься другими видами искусства? Вы начали делать шкатулки, ножи, заниматься художественной обработкой металла?
- Я попал в круг общения людей, которые занимались прикладным искусством. Это было в Кызыл-Даге, где живут мои родственники. Я много с ними работал, вот с тех пор и увлекаюсь.
- Ты участвовал в сооружении большого буддийского барабана на площади Арата. Вы делали чеканку и оформление?
- В бригаде было много народу. В основном мы занимались эскизами, а я конкретно руководил бригадой художников и занимался чеканкой по металлу.
- Сейчас вы над чем работаете?
- Я работаю над чеканкой тувинского национального ножа. На нем будет изображение горных козлов. С одной стороны нож острый, с другой стороны тупой. Это так сделано для того, чтобы острие ножа не задевало мясо, а шло под кожей. Вот такое своеобразие у тувинского ножа.
- Вы довольны своими работами или тебе чего-то не хватает, чтобы завершить работу художественно выразительно и красиво?
- Я доволен своими работами. Думаю, что получается у меня не плохо. У меня в голове есть еще много интересных идей, буду над ними работать.