В Тувинском государственном университете 30 мая 2015 г. прошел диспут на тему «Выбор спутника жизни», посвященный 80-летнему юбилею Его Святейшества Далай-ламы XIV. Почетным гостем университета на этом диспуте был Досточтимый Геше Джампа Тинлей, являющийся учеником Его Святейшества Далай-ламы XIV. Геше Тинлей вот уже в течение двадцати лет прибывает в Туву для лекций. Мероприятие прошло под его непосредственным руководством, так как участники диспута основывались на книге Геше Тинлея «Буддийские наставления о семье».
Организатором выступил Центр буддологии и тибетологии ТувГУ (руководитель — к. филос. н. Чечек Адыгбай, доцента кафедры философии ТувГУ; члены клуба — студенты 5 курса филологического факультета Сайхоо Салчак, Сайлык Ооржак, 3 курса исторического факультета Айран Монгуш, проходившие стажировку в Библиотеке тибетских трудов и архивов в г. Дхарамсала (Индия)).
Официальную часть мероприятия открыла руководитель Центра Чечек Адыгбай. Поприветствовав участников и гостей диспута, она отметила, что, несмотря на свой малый возраст, Центр буддологии и тибетологии уже проводит достаточно серьезные и интересные мероприятия. Также членами Центра ведутся исследования по основам буддийской философии, логики и основам буддийской культуры. По ее мнению, тема диспута очень актуальна и интересна для молодежи — студентов, аспирантов, молодых ученых и активистов. «Данную тему мы выбрали не случайно, ибо видели, что она интересна для молодежи. Они хотят ее обсуждать, анализировать. Очень рады тому, что молодые тувинцы в современный период серьезно относятся к теме выбора спутника жизни, создания семьи, ибо семья — это основа любого общества. Здоровая и дружная семья — залог гармоничных отношений в обществе». Она поблагодарила Геше Джампа Тинлея за то, что он прибыл на диспут, несмотря на свой насыщенный график.
Проректор по науке ТувГУ Урана Ондар, поприветствовав и поздравив всех присутствующих, рассказала предысторию создания Центра. Она также поблагодарила Геше Джампа Тинлея и пожелала участникам, особенно молодежи быть инициативными, открытыми, гибкими, почерпнуть что-то полезное, интересное для себя.
Досточтимый Геше Джампа Тинлей тепло поприветствовал всех участников диспута, поблагодарил за приглашение и отметил, что очень важно проводить подобные мероприятия, направленные на обсуждение, анализ и поиск истины. Диспут — это одна из форм научного спора, основанного на сильной логике, знаниях по буддийской философии, и не менее важно, на жизненном опыте. «Буддизм — это наука об уме, и как наука, он направлен на поиск истины. — сказал он, — В диспуте нет победивших и проигравших сторон, так как конечная цель — установление истины на логических умозаключениях. Мне будет очень интересно, я тоже хочу чему-нибудь у вас научиться, ибо диспут — это всегда живой, двусторонний процесс». Он также пошутил, сказав, что будет рассказывать на своих лекциях о том, что думают тувинские студенты о выборе спутника жизни.
После этого модераторы диспута Саая Саян, научный сотрудник сектора языка ТИГПИ и Анай-Хаак Кашкак, ассистент кафедры философии ТувГУ со свойственной для молодости непосредственностью, живостью поприветствовали участников диспута и сразу устроили для всех сюрприз, сказав, что сейчас будут дискутировать две команды — старшее поколение гостей и молодое поколение, которые пришли на мероприятие. Так в зале произошло «переселение»: молодежь потянулась к молодежи, старшее поколение также пересели вместе. Капитаном команды старшего поколения «Манджушри» была выбрана Алла Монгуш, руководитель местной религиозной общественной организации «Кунпенчецо». В ее команду вошли также Шолбан Ооржак, член центра «Манджушри», Айлана Балган, руководитель научно-методического отдела Центра традиционной тувинской культуры и ремесел, Оюмаа Саая, к.филол.н., научный сотрудник ТИГПИ и др. Капитаном команды молодежи «Чула» стал Шыдар Монгуш, представитель молодежной организации «Субедей». В его команду вошли студенты ТувГУ, молодые ученые, члены молодежной организации «Субедей» и активисты.
После представления команд модераторы задали первый вопрос: «Так ли необходимо иметь спутника жизни?» На данный вопрос две команды заняли почти одинаковые позиции: есть спутник — хорошо, нет спутника — тоже хорошо. Самое главное — это быть опорой другому человеку, так как в жизни много проблем и трудностей. В контексте данного вопроса команды также обсудили такие моменты, как «привязанность» и «настоящая любовь». Команды пришли к выводу, что самому человеку надо стать источником счастья, любви и доброты.
Интересные ответы прозвучали на вопрос: «Кто есть муж и жена?» Участники диспута подходили с разных позиций: юриспруденции, социологии, философии и т. д. В конце всех удовлетворил следующий ответ: «Муж/жена — это человек, который тоже ищет счастья».
По поводу качеств, которыми должен обладать спутник жизни, развернулась также оживленная дискуссия. Участники, особенно молодежь, нарисовала идеальную картину спутника жизни: он должен быть добрым, сострадательным, терпеливым, ответственным, богатым и т.д.
Геше Джампа Тинлей в конце дал совет: «Есть хорошая русская пословица: "Рыбак рыбака видит издалека”. Изменения должны начинаться с самого человека. Вначале сам человек должен стать добрым, терпеливым, ответственным, сострадательным. Тогда и по карме притянется такой человек». Также он дал совет молодым: быть образованными и порядочными людьми. В современном мире очень важно молодежи быть гибкими, открытыми, мобильными. Больше внимания они должны уделять своему образованию, самосовершенствованию, карьере и внутренним качествам. Никогда не надо впадать в крайности, а всегда соблюдать границы во всем. Тогда все будет хорошо.
После диспута члены Центра — студентки 5 курса филологического факультета ТувГУ Сайхоо Салчак и Сайлык Ооржак показали творческие номера: первая продекламировала стихотворение на тувинском языке Романа Люндупа «Кыйгы». Основное содержание стиха она перевела на тибетский язык для Геше-ла. Вторая студентка спела песню на тибетском языке.
Все участники диспута в итоге пришли к мнению, что надо почаще встречаться и организовывать подобные мероприятия для того, чтобы просвещение по духовной культуре было на должном уровне, поскольку самообразование и интерес надо поддерживать.