Один из известных врачевателей, Заслуженный работник здравоохранения Тувы, постоянный спонсор тувинских альпинистов-высотников Серенот-башкы издал "Историю тувинских монастырей и лам” с фотографиями.
В этой книге перечислены все монастыри, какие существовали на территории Тувы с первого монастыря в Тоджи Овген – с 1770 года. Конечно, большинство тувинских буддийских монастырей было известно российским ученым, сохранились упоминания, литература. Но поименного перечисления всех лам, служивших в монастырях – еще не было. Этот труд – итог больших исследований Серенот-башкы.
Он несколько лет работал в архивах, обходил все сумоны республики и находил предков тувинских лам, информаторов. Как он пишет в своей книге: ” Это еще не полный список наших предков лам”.
В книге перечислены имена более 1000 священнослужителей, начиная от хуураков – учеников до геше-лхарамба ( академика буддийской философии). О тувинцах в советской историографии традиционно писали, что мы "темный народ, без письменности с пережитками феодализма”.
В течение почти 200 лет, во времена манжурского ига наши предки — верующая молодежь шла пешком в монастыри Монголии и Тибета, и через 15-25 лет нелегкой учебы возвращались на родину самыми образованными людьми, владеющими не менее 5-6 иностранными языками.
Ознакомившись с этим трудом удивляешься, может ли быть народ быть "темным”, если до 1930 года – времени отсчета начала репрессий буддийских лам безбожниками коммунистами, количество докторов буддийской философии: кашпы и кешпи было в несколько десятков раз больше, чем в сегодняшей Туве? Имеющей докторов наук в количестве 3-4 человек.
Это уже 10-ая книга Серенот-башкы. Предыдущие книги были о народном врачевании, словари буддийских терминов, тантрических терминов. Новая книга исследователя тувинского буддизма Серенот-башкы открывает одну из засекреченных тем в истории тувинского народа.