В редакцию на номер «Народного телефона» пришел вопрос о духовном лидере Устуу-Хурээ. Сам вопрос был сформулирован несколько неверно, но это – хороший повод вспомнить о служителях храма, особенно в год 110-летия со времени начала его постройки. И тем более, перед очередным фестивалем живой музыки и веры «Устуу Хурээ».
Вопрос о настоятелях и родственниках
Сам вопрос, который поступил на номер «Народного телефона», звучал так: «Духовный лидер Чаданского Устуу-Хурээ Монгуш Чамзы, судьба, жизнь, есть ли родные».
Ну что тут можно сказать? Автор вопроса перепутал двух людей. В истории были: Лопсан Чамзы Ондар (1857-1930), первый и последний камбы-лама Верхнечаданского хурээ и Лопсан Чимит Монгуш (1888-1940), лама, создатель одного из вариантов тувинской национальной письменности, автор первого тувинского букваря. Тоже служил в Верхнечаданском хурээ.
Начнем с Лопсана Чамзы. Лопсан Чамзы родился в 1844 году в знатной семье, в местечке Устуу-Ишкин Даа-кожууна. Когда ему исполнилось шесть лет, родственники его отправили в Ургу - постигать азы буддизма. Через десять лет он уже учился в Тибете, где достиг высокого сана Геше-Лхарамба, что соответствует званию доктора буддийской философии.
Когда вернулся на родину, ламы его избрали камбы-ламой, по сути - Пандито камбы-ламой Урянхая. Вероятно, этому содействовала и вполне светская ситуация – он был братом нойона Даа-кожууна Хайдыпа. Вместе они занимались укреплением буддийской веры в Чадане и построили известный буддийский храм Устуу-Хурээ. Лопсан Чамзы был очень образованный и, в самом лучшем смысле, прогрессивный человек.
Именно он 28 сентября 1913 года обратился к Николаю II с просьбой о принятии Урянхайского края под свое покровительство. Камбы-ламу поддержал и самый влиятельный в то время политик Тувы – нойон Даа-кожууна Монгуш Буян-Бадыргы.
Ламы Устуу-Хурээ
Конечно, в храме было много служителей. На пяти факультетах преподавали и учились самые разные люди.
Одним из самых известных людей был Лопсан Чимит Монгуш. Но он прославился не столько духовными подвигами, сколько тем, что создал тувинскую письменность.
Лопсан Чимит Монгуш (1888-1940) - лама, создатель одного из вариантов тувинской национальной письменности, автор первого тувинского букваря. Родился в местности Ак Барун-Хемчикского района. Учился в монгольском Ганцан-хурээ, затем продолжил образование в Лхасе (Тибет), где достиг высшего звания - кенин. Владел монгольским, китайским, латинским, немецким, английским языками. В 1928 г. по поручению правительства ТНР составил первый тувинский алфавит. Одна беда – он был все-таки ламой, и вскоре на VIII съезде ТНРП, в ноябре 1929 года, официально прозвучало: «...составление письменности ламой считать совершенно недопустимым, как с моральной точки зрения, так и с политической». И 28 июня 1930 г. декретом правительства ТНР была введена тувинская письменность на основе латинизированного алфавита, авторами которого были советские ученые во главе с А. Пальмбахом. Впрочем, тоже ненадолго, в 1941 году был разработан, а в 1943 году узаконен модифицированный кириллический алфавит. Но это уже не имеет отношения ни к Устуу-Хурээ, ни к его служителям.
Лопсан Чамзы Ондар и Лопсан Чимит Монгуш детей, насколько известно, не имели. У Лопсана Чимита были племянники. Но в Устуу-Хурээ были и другие священники.
Араптан-геше
Араптан-геше был правой рукой Лопсана Чамзы.
Сведений о нем мало. Есть упоминания в мемуарах кадрового офицера, подполковника в отставке Семена Хунаевича Севена. Например: «Меня повезли учиться, когда мне было семь или восемь лет. Отец посадил меня рядом с собой на коня и повез из Верхнего Ишкина на учебу в местечко у чаданского Устуу-Хурээ – в юрту человека по имени Араптан-кешпи. Привез и оставил, а сам уехал домой. Живя в юрте того ламы, я был тем, кто вставал спозаранок, варил чай, разжигал огонь, ходил за хворостом, носил воду. Вечером меня сажали рядом и обучали тангутской грамоте».
Гораздо больше о нем может рассказать Игорь Дулуш – директор филармонии. А еще Игоря Дыртык-ооловича называют «человек-фестиваль», потому что именно он создал фестиваль живой музыки и веры.
И он может рассказать об Араптане-кешпи не только потому, что занимался историей Верхнечаданского монастыря. А и просто потому, что он его правнук.
Но когда начал проводить фестиваль, когда поставил цель восстановить монастырь, он еще об этом не знал. И действительно ничего не происходит случайно.
Кстати, Игорь Дулуш считает, что духовным лидером был именно Араптан. Лопсан Чамзы Ондар осуществлял общее руководство, Лопсан Чимит Монгуш – был талантливым полиглотом, знал много языков. А вот Араптан занимал особое место.
Любители боевиков про итальянскую мафию охарактеризуют его роль как консильери - советник «семьи», человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается.
Может, это и не вполне корректное сравнение, но очень точное, чтобы описать роль Араптана-кешпи.
И мы, естественно, можем назвать много его потомков. Это и сам Игорь Дулуш, и его братья, в частности – Тимур Дулуш – директор школы искусств. И тоже создатель. Но он создал не фестиваль, а духовой оркестр. В общем – родственников много.
Смерть в степи и на перевале
История многих лам Устуу-Хурээ была трагичной.
Лопсан Чимит Монгуш был отправлен в ссылку в Иркутск. Вернувшись, жил в Чадане, много молился. Но и такой он был не угоден новой власти, вскоре лама был арестован, и его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.
В 1941 году арестовали Араптана-геше. В ночь увезли его, и он исчез. О нем неизвестно ничего. Говорят, что расстреляли где-то в долине Чаа-Холя. Сын долго вел поиски, но ничего не нашел, ни свидетелей, ни места казни.
Достаточно подробно рассказывают о гибели Лопсана Чамзы. За принадлежность к высшему духовному сословию на VIII съезде ТНРП осенью 1929 г. было принято решение о физическом уничтожении Лопсана Чамзы.
Историю его казни рассказывают очень подробно. Два солдата поехали за ним, чтобы доставить к месту казни. В Чадане наняли лошадей. Поехали четыре лошади: на двух солдаты, на одной – лама, и еще на одной – подросток, который должен был вернуться с конями.
Остановились они у источника, который уже в наши дни освятил Далай-лама. Там неподалеку есть хуторок, где занимались обжигом извести. На этом месте, на перевале Адар-Тош, лама попросил остановиться. Он не хотел ехать дальше. Подросток слышал весь этот разговор. Лопсан Чамзы сказал, что ему нужно остановиться по нужде. Когда лошади остановились, он слез с коня, сел в позу лотоса и сказал: «Сыновья, я никуда не поеду, делайте, что хотите». Он сидел и медитировал. Старший воин уже отъезжал, и младший был в растерянности. Он крикнул старшему, что старик не хочет ехать. И тот ответил с пугающим безразличием: «Ну и пристрели его». Младший спешился и выстрелил два раза. Свободная лошадь отпрянула, мальчик схватил ее за повод и не знал, что делать дальше. Тогда старший воин ему сказал: «А ты что стоишь, хочешь, чтобы и тебя застрелили?» Подросток оставил лошадь, они все доехали до Ак-Дуруга, и мальчик повернул с конями домой. На перевале нашел лошадь, которая так и стояла возле тела священника. Он помолился и поехал домой. Дома все рассказал родным. Говорят, этой же ночью его забрали, и подростка тоже никто уже не видел.
Это – только часть истории Устуу-Хурээ, которая когда-нибудь будет написана более подробно. Да и мы не раз вернемся еще к этой теме. Но не сейчас. Потому что сейчас – идет подготовка к фестивалю.
Фестиваль, гости, подготовка
Праздничные хлопоты приятны. Но их и впрямь слишком много. Уже известно, кто приедет на фестиваль. Самые знаменитые гости: легендарный американский музыкант Алвон Джонсон (США), Юрий Наумов (США), Духовой оркестр Правительства Тувы, «Бэнд ВСГАКИ» Тувинской государственной филармонии.
Вероятно, не будет «Аркестра» Сан Ра. То есть, он будет – незримо, как коллектив, который много сделал для формирования фестиваля. Но вот «живьем» приехать, кажется, все-таки не сможет.
Гораздо больше внимания уделяется «интерьерам». Сцену на стадионе в Чадане оформляют по эскизам Народного художника Тувы Начына Шалыка, а на самом стадионе сделают искусственное покрытие. Но покрытие, вероятно, больше связано с тем, что на этом же стадионе пройдут основные соревнования республиканского Наадыма.
В храме уже оживлены тысяча Будд. Каждая оживленная по всем канонам фигура Будды обладает мощной энергетикой. Ламы, под управлением Шакья-башкы мастера тантры, много дней сопровождали оживление Будд, читая специальные сутры тибетского буддизма. На фестивале, пройдя со всеми Хороо, каждый участник и гость фестиваля может почувствовать тысячекратное изменение энергетики храма Устуу-Хурээ.
Сейчас оргкомитет занят и хозяйственными и идеологическими задачами. Закупить и провести, например, всю необходимую проводку – уже серьезный шаг, а ведь для организации палаточного городка нужно еще и многое другое. Например, организовать полноценный пресс-центр, сделать так, чтобы у каждого участника и гостя был бейджик.
А в плане – прикоснуться к энергетике – надо обновить, побелить субурганы... Впрочем, субурганы уже побелили. Но работы еще много. Каждый что-то делает в меру своих полномочий. И к началу фестиваля все будет готово.