В столице республики продолжается Первый международный фестиваль – конкурс Хоомея на призы Главы Тувы. Поклонники горлового пения неутомимо курсируют между Центром тувинской культуры, где соревнуются в мастерстве хоомея сольные исполнители, и Домом народного творчества, в котором конкурсные номера представляют ансамбли по направлениям «классический хоомей» и «хоомей в современной интерпретации».
Второй день фестиваля стал не менее волнующим для зрителей и для членов жюри. В индивидуальном конкурсе сегодня приняло участие, как и накануне около 30 хоомейжи в возрасте от 3 до 70 лет, большинство вокалистов - из сел и городов Тувы. Им не уступают в искусстве традиционного горлового пения и прибывшие гости из Китая – Внутренней Монголии, из Монголии, Республики Алтай, Хакасии.
Один из сильнейших участников - Чылтыс Танагашева, талантливая исполнительница народных песен, эпоса, эстрады, этно-джаза из Горной Шории. Она считает, что дар горлового пения является неотделимой частью древнего мировоззрения предков – шаманизма. Как призналась певица, фестиваль хоомея – это обращение к глубинным истокам всех народов, сохранение и развитие культурного наследия человечества: «Фестиваль хоомея – уникальный и объединяет нас всех, и в этом его главное предназначение. Я думаю, что фестиваль обязательно должен жить и дальше развиваться. Мы счастливы, что сегодня, здесь, сейчас мы все поем хоомей».
Горловым пением в Туве начинаются увлекаться с самого юного возраста, особенно, когда в семье хоомей поют все члены семьи. Братья Окчаа и Шалбачы Чооду как раз из такой дружной семьи: папа Начын и мама Шончалай – артисты известного фольклорного ансамбля «Тыва». Трогательному выступлению маленьких хоомейжи рукоплескал весь зал Центра тувинской культуры.
Горловик из Овюра Мерген Куулар тоже начал петь хоомей с детства – в 5 лет отец уже учил его основам музыкального искусства. Мерген – уже опытный артист, постоянно участвует в различных конкурсах, имеет награды и один из возможных победителей конкурса. По его оценке среди участников фестиваля совсем слабых певцов нет: «Уже второй день слушаю и смотрю - все конкурсанты отлично подготовились и жюри будет непросто выбрать победителей. Среди ансамблей по итогам первого дня я бы отметил «Тайга сыны». Но впереди ведь еще выступления: сегодня и завтра… Но главное в том, что все любят хоомей: и зрители, и артисты. Фестиваль стал для всех праздником хоомея, праздником для души».
Настоящим отдохновением стала сегодня вторая часть дня – выступления музыкальных групп и ансамблей в Доме народного творчества. Классический хоомей представили легендарный коллектив «Тыва кызы», первый в мире исполнивший женский хоомей. Не менее мощное исполнение показали хакасский ансамбль «Айланыс», отмечающий в этом году 20-летие со времени создания, а так же этно-группа «Цалым» из Внутренней Монголии Китая.
Зрителей покорил и ансамбль «Туралык». Представляя молодых артистов неизменно позитивный и в совершенстве владеющий тувинским языком, ведущий конкурсной программы Шон Куирк отметил, что это первый за многие годы ансамбль, сформировавшийся в Каа-Хемском районе и уже показавший свое, особенное, исполнение традиционного горлового пения.
Многие зрители пришли в Дом народного творчества в предвкушении нового, неожиданного, оригинального и эти ожидания оправдались, когда на сцене современное исполнение хоомея представили Микаел Космос из Финляндии, группа с участием Диджорджа Лимона, Сева Августуса, ансамбль с участием Кан-Демира Саая из Монгун-Тайги и Валдена Харрисона из Чикаго. Аплодисментами и восхищенными возгласами сопровождались конкурсные номера Алаша Довчина из Республики Алтай, Айдемира Дениза из Турции, популярного в Туве молодого певца Александра Куулара, Тамдинсурээна Басана из Монголии.
Хоомей в современной интерпретации завершился выступлением лауреата международных конкурсов и фестивалей этнической и живой музыки, обладательницы международного сертификата "Мастер мира игры на хомусе» Альбины Дегтяревой. В ее биографии - концерты на кинофестивале в Монако, в Анкаре, в Королевском Альберт Холле в Лондоне, на фестивале этнической музыки в Германии.
Звучание хомуса в исполнении якутской певицы воспроизводит все звуки природы: крик орла, пение птиц, топот копыт мчащегося коня, журчание ручья, свист ветра. Ее стиль, по мнению знатоков, можно отнести скорее к авангарду, но существует и противоположное мнение: она возрождает и восстанавливает то, что уже было когда-то в древности.