Перед оглашением результатов и гала-концертом I Международного фестиваля "Хоомей в Центре Азии” на приз Главы Тувы большая группа участников из разных стран встретилась с журналистами региональных и федеральных средств массовой информации. Хоомейжи поделились своими впечатлениями о Туве, о фестивале горлового пения, о своем понимании хоомея как искусства и как философии жизни, обсудили организационные моменты и будущее фестиваля.
Открывая обсуждение, председатель жюри конкурса среди музыкальных групп, доктор культурологии Валентина Сузукей отметила, что в Туве до сих пор сохраняется традиционный хоомей, появившийся в культуре народа испокон веков. Однако с течением времени развитие горлового пения и появление новых течений, новой манеры исполнения, новых подходов неизбежно. Об этом свидетельствует конкурс в номинации «хоомей в современной интерпретации», появившейся в программе вокального соревнования впервые в истории республиканских конкурсов по горловому хоомею. Именно эта номинация придала празднику горлового пения неожиданную, особенную, захватывающую душу ноту, заставила по новому взглянуть на классический, аутентичный хоомей. Но и оценивать их было сложнее, призналась музыковед, поэтому между членами жюри возникали споры при оценке выступлений артистов.
На пресс-конференции не обошлось без небольшой дискуссии о стране-родоначальнице хоомея, о различиях, если они есть, в исполнении монгольского и тувинского хоомея, о дальнейшем развитии горлового пения у народов Центрально-Азиатской региона, о хоомее как языке общения с духами природы, предков, о совместных проектах и сотрудничестве в области культуры.
По словам японского вокалиста и композитора Макигами Коичи, ставшего инициатором создания Тувинско-японской ассоциации хоомея, на его родине уже есть около 200 человек, влюбленных в тувинское горловое пение и желающих научиться этому искусству. Первым хоомейжи, который открыл ему мир звуков природы и особой жизненной философии, стал всемирно известный горловик Геннадий Тумат. С тех пор Макигами Коичи остается покоренным хоомеем и считает его языком, связующим страны мира прочными нитями любви и дружбы.
Исполнитель и исследователь тувинского горлового пения из США Энди Баэр считает, что хоомей – это душа народа, способ общения человека с самим собой: «Западный прагматичный человек постоянно анализирует, у него другой подход к общению с собой, с другим человеком. Хоомей же – образ мыслей, отношение к жизни, к людям. Он помогает простому человеку выжить в непростом мире, полном сложностей и противоречий. Тот же каргыраа… При его исполнении не только у певца, но и у окружающих раскрывается душа, уходит боль, страдание».
На пресс-конференции в ходе обсуждения коснулись и организационных моментах в проведении фестиваля. В частности, журналистов интересовало, как же будет жюри оценивать конкурсантов, ведь наравне с начинающими хоомейжи, молодыми ансамблями на сцену выходили профессиональные артисты. Отвечая на вопрос, член жюри и оргкомитета фестиваля Валентина Сузукей, сообщила о том, что этот момент будет учтен при проведении следующих фестивалей. Разделение участников на профессионалов и любителей сузит критерии оценки музыкантов и одновременно позволит выявить лучших исполнителей.
Один из основных организаторов международного проекта директор Центра тувинской культуры, Народный хоомейжи Республики Тыва Игорь Кошкендей заверил, что все организационные и технические недочеты и пробелы этого масштабного мероприятия будут учтены при проведении следующих фестивалей хоомея.