Национальный музей – гордость Тувы. Всех своих гостей мы в первую очередь ведем в зал «Золото скифов». Но ведь это – не единственная ценность музея. Для всероссийской акции «Ночь искусства», проведенной в рамках празднования Дня единства, из запасников вытащили…
Кому что интересно
Да, столичным и зарубежным гостям, может быть, не так интересны картины, которые хранятся в музее. У кого есть возможность побывать в Эрмитаже, или в Русском музее, или в Третьяковке, или в музее Прадо, тот вряд ли будет в первую очередь идти смотреть на не слишком богатую коллекцию живописи, которая есть в нашем музее.
Но далеко не все жители Тувы могут с легкостью попасть в центральные музеи и картинные галереи. Их-то за что обижать и лишать возможности посмотреть на подлинные картины известных художников?
Это было в 1930 году
Началось даже немного раньше – 13 мая 1929 г. вышло постановление ЦК ТНРП «О создании Тувинского Государственного музея». Разумеется, по нормам того времени в нем должны быть три отдела: краеведческий, революционный и общеобразовательный.
А в октябре 1929 года Правительство ТНР решило командировать В. П. Ермолаева в Москву и Ленинград для установления связей с научными учреждениями и музеями (вероятно, было мало экспонатов в общеобразовательном отделе). При консульстве СССР в Кызыле был представитель Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), он разослал письма в разные организации с просьбой помочь Туве.
Пять месяцев Ермолаев общался с сотрудниками разных музеев. В результате он смог получить для музея ТНР множество уникальных экспонатов. Среди них были 55 картин русских и западноевропейских живописцев из Русского музея и Государственного Эрмитажа, несколько скульптур, предметы старинного фарфора, коллекция средневекового оружия.
Например, из Художественного отдела Государственного Русского музея передали двадцать пять картин, в частности: И. Айвазовский «Морской вид», И. Шишкин «Лес», В. Верещагин «Ночь», И. Боткин «Мальчик, просящий милостыню», Е. Волков «Дорога», А. Орловский «Всадник». Эрмитаж передал тридцать картин неизвестных и малоизвестных художников России XVI - XIX вв., Италии, Франции, Германии, Голландии.
Укрывали целлофаном
Привезли, разместили, любовались, гордились. А дальше что? Музей был маленьким. Постоянно экспонировать все картины было практически невозможно. Конечно, большую часть времени они хранились в запасниках. Посетители музея могли их посмотреть только один раз в пять-десять лет.
Запасники – это не обязательно подвал. Картины хранились в помещениях под самой крышей. В общем-то понятно, что и крыша старого здания была далека от совершенства. Хорошо, хоть дожди бывают относительно редко. Но спросите старых смотрителей музея, и любой из них расскажет, как они спасали картины от воды, как приносили из дома целлофан и полиэтилен, чтобы укрыть их.
Новый музей
И вот – построили новое здание для музея. И что? Да почти ничего. Еще в 2009 году Александр Хертек писал, что в 2005 г. создан отдел по искусству и религии, а в новом здании Национального музея выделен экспозиционный зал, была создана реставрационная мастерская.
А картины? Да они в основном там же – в запасниках. Только способ хранения, конечно, изменился. Теперь – все по правилам и по нормам. Но ведь мы их все равно не видим.
А кроме этих, в Туве ведь есть и другие картины. Есть солнце, брызжущее с картин Сергея Ланзы, есть фантастические находки и озарения Шоя Чурука… Много чего есть. Нет только картинной галереи, где это «много» можно было бы увидеть. Один предприимчивый человек сказал, что картинная галерея могла бы быть и очень прибыльной, там можно было бы не только экспонировать картины старых известных мастеров, но и выставлять на продажу работы современных художников. Может быть, там же можно было бы договориться о написании собственного портрета или о том, чтобы запечатлеть родные места.
Ах, вернисаж
В картинной галерее можно было бы… Но что говорить о том, чего нет, и в ближайшее время не предвидится?
Ирина Качан, Плюс Информ