От авторов
Старообрядческая конфессиональная группа занимала значительное место в российском обществе на протяжении длительного времени его истории (раскол произошел в середине XVII века). Гонения и притеснения заставляли староверов покидать обжитые места и расселяться там, где их не смогли бы достать ни светские, ни церковные власти, где они могли бы свободно исповедовать старую веру. Так, ближе к концу XIX века старообрядцы стали проникать на территорию Урянхая (прежнее название Тувы), хотя Урянхай не входил в состав России, и обживать эти отдаленные, глухие, малонаселенные места. Переселялись в основном крестьяне, хотя староверы встречались и среди купцов.
История старообрядцев в Туве долго оставалась неизученной, в литературе о Туве лишь изредка находим упоминания о них, а если эти упоминания относились к советской эпохе, то носили чаще всего негативный оттенок.
Первым научное изучение старообрядцев Тувы во второй половине ХХ века начал ученый-археограф, академик Н.Н. Покровский, не раз бывавший в этих краях и установивший тесный доверительный контакт со своими информантами, позже продолживший изучение редких старопечатных книг и рукописных сочинений, полученных в дар от местных старообрядцев. Его труды широко известны. Глубокое знание своего предмета, уважительное отношение к староверам - носителям старорусской культуры, понимание хрупкости этого феноменального явления в эпоху глобализации вызывает уважение к автору и служит образцом для последующих исследователей.
Авторы только что выщедшего сборника о старообрядцах постоянно живут в Туве, хорошо знают обыденную жизнь современных староверов и имеют сведения о них, что называется, «из первых рук». Тем не менее, в своих работах они стараются изучить прошлую жизнь старообрядцев во все периоды их пребывания в Туве и современное положение этой этноконфессиональной группы. То есть, опираясь на архивные, литературные источники и собственные полевые материалы, они рассматривают историю заселения старообрядцами Тувы и миграционные процессы, их взаимоотношения с местными властями и коренным населением, особенности этнографии, бытовой культуры, религиозные традиции старообрядческих общин, которые как бы цементируют все отличительные особенности их жизненного уклада, и др.
Авторов объединяет неподдельный интерес к предмету своих изысканий и желание изучить и сохранить культуру старообрядцев, уберечь ее от ассимиляции и растворения в наше бурное время.
Статьи в сборнике расположены в хронологическо-тематическом порядке, авторство статей указано в разделе «Содержание».