Самым любимым и популярным праздником тувинцев является Шагаа - Новый год по Лунному календарю. В истории этого праздника много еще неясного и неизвестного современной науке.
Так, к примеру, неизвестно, с какого времени проводился этот праздник в Туве, происхождение названия. По всей видимости, термин Шагаа имеет монгольское происхождение, очевидно, этот праздник пришел к тувинцам из соседней Монголии. В частности, ученые – лингвисты связывают название тувинского праздника с монгольским Цагаан-сар – Белый месяц.
Проводился он в период обилья молока и назывался белым по цвету любимого продукта. Поэтому обратимся к одному из первых описаний празднования Нового года при дворе внука Чингис-хаана, Хубилая - императора Китая. «Надо знать, что год у них начинается в феврале, и все его подданные празднуют вот как: есть обычай, чтобы великий хан и все остальные одевались в белую одежду, - и мужчины, и женщины, всякий, как может. Белая одежда почитается у них счастливою, поэтому они и делают это - одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие. В этот день весь народ, все страны, области и королевства и все, у кого от великого хана земли в управлении, приносят ему большие дары, золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, множество дорогих белых тканей; и все это делают, чтоб во весь год у государя богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам еще: бароны и рыцари, да и весь народ, друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и подобру прожить весь год...
Утром в праздник к государю в большой покой, пока столы не расставлены, приходят короли, герцоги, маркизы, графы, бароны, рыцари, звездочеты, врачи, сокольничие и все другие чины, управляющие народами, землями, военачальники, те, кому нельзя войти, становятся вне дворца, в таком месте, где великий государь мог бы их видеть. Строятся они в таком порядке: сперва сыны, племянники и те, кто императорского рода, потом короли, а там герцоги, затем все другие, в том порядке, как им следует.
Когда все рассядутся по своим местам, встает главный священник и громко говорит: «Преклонитесь и почтите», - и как только он это скажет, все преклоняются до земли, славословят и молятся государю, как богу.
Четыре раза поклоняются ему так точно. Потом идут к разукрашенному алтарю; стоит на нем алая доска с именем великого хана да прекрасная курильница; благоговейно воскуряют той доске, а после того возвращаются на свои места». В этом описании светского празднования монголами Нового года, впервые проводившегося под влиянием Китая в конце зимы, интересны моменты, характерные и для тувинского Шагаа. Марко Поло отметил, что белый цвет символизировал счастье и благополучие в мировоззрении монголов, что характерно и для тувинцев. Подношение подарков Государю соответствует подношению кадаков старейшине рода в тувинских аалах. Праздник начинается ранним утром, чтение благопожелания, жертвоприношение - также важнейшие моменты тувинского праздника.
Судя по различным материалам, историко-культурные связи монголов и предков современных тувинцев закрепились в ХIII веке, в эпоху Чингис-хана. Так, Г.Е. Грумм-Гржимайло утверждал, что «знаменитые монгольские полководцы Субудай (Субутай), сподвижник Чингис-хана, и Урянктай, сподвижник Монкэ и Хубилая, были родом урянхайцы». Поскольку известно, что именно Хубилай перенес встречу Нового года на конец зимы в 1267 году(2), по Лунному календарю, можно предположить, основываясь на исторических данных вхождения территории тувинцев в состав монгольского государства, что Шагаа в Туве начал праздноваться не ранее, чем с конца XIII века.
Так, к примеру, неизвестно, с какого времени проводился этот праздник в Туве, происхождение названия. По всей видимости, термин Шагаа имеет монгольское происхождение, очевидно, этот праздник пришел к тувинцам из соседней Монголии. В частности, ученые – лингвисты связывают название тувинского праздника с монгольским Цагаан-сар – Белый месяц.
Проводился он в период обилья молока и назывался белым по цвету любимого продукта. Поэтому обратимся к одному из первых описаний празднования Нового года при дворе внука Чингис-хаана, Хубилая - императора Китая. «Надо знать, что год у них начинается в феврале, и все его подданные празднуют вот как: есть обычай, чтобы великий хан и все остальные одевались в белую одежду, - и мужчины, и женщины, всякий, как может. Белая одежда почитается у них счастливою, поэтому они и делают это - одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие. В этот день весь народ, все страны, области и королевства и все, у кого от великого хана земли в управлении, приносят ему большие дары, золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, множество дорогих белых тканей; и все это делают, чтоб во весь год у государя богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам еще: бароны и рыцари, да и весь народ, друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и подобру прожить весь год...
Утром в праздник к государю в большой покой, пока столы не расставлены, приходят короли, герцоги, маркизы, графы, бароны, рыцари, звездочеты, врачи, сокольничие и все другие чины, управляющие народами, землями, военачальники, те, кому нельзя войти, становятся вне дворца, в таком месте, где великий государь мог бы их видеть. Строятся они в таком порядке: сперва сыны, племянники и те, кто императорского рода, потом короли, а там герцоги, затем все другие, в том порядке, как им следует.
Когда все рассядутся по своим местам, встает главный священник и громко говорит: «Преклонитесь и почтите», - и как только он это скажет, все преклоняются до земли, славословят и молятся государю, как богу.
Четыре раза поклоняются ему так точно. Потом идут к разукрашенному алтарю; стоит на нем алая доска с именем великого хана да прекрасная курильница; благоговейно воскуряют той доске, а после того возвращаются на свои места». В этом описании светского празднования монголами Нового года, впервые проводившегося под влиянием Китая в конце зимы, интересны моменты, характерные и для тувинского Шагаа. Марко Поло отметил, что белый цвет символизировал счастье и благополучие в мировоззрении монголов, что характерно и для тувинцев. Подношение подарков Государю соответствует подношению кадаков старейшине рода в тувинских аалах. Праздник начинается ранним утром, чтение благопожелания, жертвоприношение - также важнейшие моменты тувинского праздника.
Судя по различным материалам, историко-культурные связи монголов и предков современных тувинцев закрепились в ХIII веке, в эпоху Чингис-хана. Так, Г.Е. Грумм-Гржимайло утверждал, что «знаменитые монгольские полководцы Субудай (Субутай), сподвижник Чингис-хана, и Урянктай, сподвижник Монкэ и Хубилая, были родом урянхайцы». Поскольку известно, что именно Хубилай перенес встречу Нового года на конец зимы в 1267 году(2), по Лунному календарю, можно предположить, основываясь на исторических данных вхождения территории тувинцев в состав монгольского государства, что Шагаа в Туве начал праздноваться не ранее, чем с конца XIII века.
доктор культурологии, кандидат искусствоведения, завсектором культуры ТИГПИ