Тува – действительно особенное место. Это можно увидеть на разных примерах. Да вот хоть и на том, как здесь относятся к классической музыке. То, что должно произойти – обязательно произойдет, главное, что все случится в нужное время. Это правило неизменно, только нужно взять поправку на то, что сейчас все процессы ускоряются.
Музыка и религия
Для начала разберем простой пример приобщения Тувы к буддизму. Буддизм несколько раз «приходил» в Туву и «уходил». Только с каждым разом промежутки времени без него были все короче. То есть как-то совершенно ясно было, что Тува станет именно буддийской, но… попозже. И сейчас в этом даже странно сомневаться – как будто всегда так было.
А классическая музыка? В музее стоит пианино, привезенное в Туву больше ста лет назад. Но тогда как-то не получилось.
Потом недолгое время был духовой оркестр, да еще на конях. Рано! Надо подождать. И сейчас, уже в ХХI веке стало понятно – пора. Впрочем, и сейчас пока еще не совсем пора. Пока – отдельно оркестр, отдельно лошади. И время от времени – выступления. Но когда-нибудь, не обязательно скоро, у оркестра будут свои лошади, всегда готовые к выступлениям.
Чуть позже в Туве появился симфонический оркестр. А ведь, наверное, рано. Не было своей базы, почти все музыканты были приглашенными. Точно, рано! Долго шли какие-то непонятные процессы, когда еще не совсем ясно – нужна ли действительно Туве классическая музыка.
Но тем временем, появлялись музыкальные школы, все больше детей приобщались к музыке, следовательно, вырастало все больше людей, понимающих музыку.
И вот сейчас мы видим, что настало время очередной волны классики. Может быть, и она схлынет. Но только для того, чтобы буквально лет через десять появиться вновь. А может, уже и не схлынет. Приживется.
Тува попробовала классическую музыку на вкус, и решила, что она ей подходит.
Страшно было всем
На прошлой неделе выпускники РШИ - Республиканской школы искусств им. Р.Д. Кенденбиля – прошли промежуточный экзамен. Зрители, конечно, думали, что это – концерт. А ведь это был действительно экзамен. И принимала его очень авторитетная, хотя и не очень строгая комиссия: заместитель Председателя правительства, министр образования, министр культуры, члены Верховного Хурала… Масса серьезных людей. Они пришли на детский концерт? Нет, они пришли посмотреть на то, прижилась ли в Туве классическая музыка.
Конечно это – ответственное дело. Спрашиваю детей – страшно ли вам было? Отвечают: да. Да, трудно решиться выступить перед такой публикой. Хотя взрослые музыканты считают, что детям было не страшно: ученики РШИ часто выступают на разных конкурсах, где их труд оценивают профессионалы, и должны уже привыкнуть к концертам.
Да, действительно, если в иные годы на конкурсы ездило от четырех до десяти учеников, то сейчас – почти все. Этого требует статус школы – выступления (и победы!) на конкурсах. Почти все маленькие музыканты ездят на конкурсы российского и международного уровней, порой привозят дипломы за занятое первое место, и практически всегда – лауреаты.
Есть талант, есть хорошая подготовка, и ты – победитель! Все просто. Хотя, конечно, и волнуются на конкурсах. Но сейчас в зале сидели свои: родственники, младшие ученики, те, кто руководит процессами образования и развития культуры в республике. Это – намного важнее. И сложнее.
Готовые музыканты?
Некоторые музыканты после концерта высказали мнение, что они увидели на сцене уже практически готовых профессионалов – прямо вот хоть сейчас в симфонический оркестр. Ну, сочтем это артистическим преувеличением, хотя да, в плане техники это были уже почти готовые музыканты. Но им надо еще много узнать, понять, почувствовать. Они еще не овладели средним образованием, а надо бы им прикоснуться к вершинам мировой не только музыки, но и литературы, к другим видам искусства, чтобы техника дополнялась богатством внутреннего мира.
Следующий их шаг очевиден – колледж искусств. Просто для того, чтобы получить полноценное среднее образование, которое у нас обязательно. А что их там ждет? И музыканты, и руководители министерств прогнозируют одно – может пропасть интерес к учебе и к музыке. Они пойдут на первый курс, сядут вместе с детьми, которые постигают азы. Они вместе с ними начнут проходить то, что сами уже давно освоили в РШИ.
Есть ли выход из этого положения? Практически нет. РШИ не может давать полное среднее образование – нет базы и дополнительной площади. Без полного среднего образования даже талантливые дети не могут учиться в вузах и консерваториях. Сделать отдельную группу в КУИ?
Вот это – самый вероятный вариант. Но тоже сложный – дети ведь играют на разных инструментах, тут задействованы разные преподаватели…
А теперь подумаем: учитель для ученика, или ученик для учителя? В зависимости от ответа на этот вопрос будут принимать и решение о создании условий для этих детей. Если обеспечить преподавателям нормальную работу, так, как они уже и работают, – можем потерять талантливых детей: не редки случаи, когда у молодых музыкантов пропадал интерес, и они бросали учебу.
Подстроиться под учеников? Перестройка уже налаженного учебного плана?
Никто не знает, что будет впереди.
Ждем следующую волну?
По сути, от того, что происходит сейчас, зависит и судьба классической музыки в Туве. Помните, как было с джазом? Пока играли каждый сам по себе, что-то пробовали, джаз вроде бы и был, но его фактически и не было. Когда было принято конкретное решение, отправили группу тувинских музыкантов учиться во ВСГАКИ, там подготовили конкретно джазменов. Теперь ни у кого не возникает вопроса: есть ли джаз в Туве. Конечно, есть.
Музыкантов симфонического оркестра «приготовить» сложнее. Можно на этом и утешиться. И ждать, когда пойдет следующая «волна». Конечно, рано или поздно она будет. Нельзя Туву запереть, отрезать от мира и от мировых процессов, объясняя все «самобытностью».
То, что должно произойти, – произойдет. Оно уже происходит – на наших глазах. Уже есть много симфонических произведений, созданных тувинскими композиторами. Пока не хватает музыкантов. Но сколько это будет продолжаться?
С детьми работа налажена – теперь надо подумать о следующем этапе образования.