Сегодня мы отмечаем 110-летие со дня рождения Заслуженного артиста РСФСР, Народного артиста Тувинской АССР, кавалера ордена «Знак Почета», члена Всероссийского театрального общества (СТД РФ), члена Союза писателей СССР Виктора Шогжаповича Кок-оола (1 марта 1906 – 20 февраля 1980). Его имя носит Национальный театр Тувы.
Тринадцатый ребенок в семье скромного сельского столяра Шогжапа и известной в Овюре шаманки Долчан, Виктор выжил вместе с еще двумя детьми. Остальные оказались, по разным причинам, нежильцами. Мать, сильная и умная, сама была целительницей. В любое время, даже ночью, шла она на зов помощи, прихватив с собою мальчонка. Камлание матери, звуки бубна и заклинания, произносимые низким голосом, остались в памяти на всю жизнь. Спустя много лет действия матери-шаманки будут у юноши ассоциироваться с действиями русских актеров в любительском спектакле в Кызыле, куда он попал в середине 20-х годов.
Подростком и юношей он помогал семье, пас до 18 лет овец и столярничал с отцом. У него было время поупражняться в песенных и словесных импровизациях, генетически заложен¬ных в него от матери и ее практической деятельности. Живое воображение, музыкальность, поэтический склад души разви¬вались под влиянием красоты окружающей его природы. В Кызыле Виктор поступил в ряды народно-революционной армии, где прослу¬жил три года, усваивая азы иной жизни. А потом в 1928 году открылась дорога в Москву, на учебу в Коммунистический Университет трудящихся Востока. Бурная жизнь Москвы, посещение театральных спектаклей, концертов, выставок и музеев, интересные встречи с выдающимися людьми русской советской культуры - это имело для дальнейшей судьбы одаренного молодого тувинца большое значение.Виктор Шогжапович вместе со всеми основоположниками национального театра в 1940-45 годы сидит за партой училища-театра, слушает лекции И.Я.Исполнева, не пропускает практических занятий. Но он продолжает работать и как автор. Идея И. Исполнена расширить действие одноактной «Хайыраан-бот», развернуть на три акта, вдохновило Кок-оола на устойчивую работу. В течении полутора лет он подробно разрабатывает действие своей пьесы: прибавил количество персонажей, углу¬бил и обострил конфликт главой героини Кара с ее жестоким мужем Кенден-Хуураком, укрепил позиции ее возлюбленного Седина. Одним словом, выдал трехактную драму о большой любви чистой и цельной женщины, которая предпочла погибнуть, чем жить с нелюбимым человеком.
Новый вариант «Хайыраан-бот» был поставлен И.Я.Исполневым в 1944 г. и принес большей успех театру, драматургу и исполнительнице роли Кара талантливой Кара-Кыс Мунзук. Сам автор ярко исполнил роль шамана Хам-оола, с полным набором выразительных средств, присущих представителям этого древнего культа.
В своем актерском творчестве претворял опыт русской театральной культуры и национальной художественной традиции.
Также автор лирической комедии "Ах, красавица" (1959) и исторической драмы "Самбажык" (1963) о восстании тувинских аратов в конце XIX века. Создал ряд популярных песенных мелодий.
Также автор лирической комедии "Ах, красавица" (1959) и исторической драмы "Самбажык" (1963) о восстании тувинских аратов в конце XIX века. Создал ряд популярных песенных мелодий.