Торжественно празднует свое 80-летие тувинский театр, который невозможно представить без Николая Оскеевича Олзей-оола. 100-летие этого замечательного и талантливого человека было 20 февраля.
В Государственном архиве Республики Тыва на хранении находится личный фонд Н.О. Олзей-оола — заслуженного артиста РФ, народного артиста Тувинской АССР, участника трудового фронта в Великой Отечественной войне, актера, киноактера, певца.
В личном фонде имеются автобиографические воспоминания «Посвящение родному народу», фотодокументы, удостоверения к медалям, поздравительные открытки, почетные грамоты.
Хотелось бы несколько слов посвятить его автобиографическим воспоминаниям. Первая часть воспоминаний посвящена его детству, он пишет о родных местах, где он проживал с родителями.
В 1932 г. его отправляют учиться на двухмесячные курсы в школу колхоза в Шагонар. В декабре 1932 года его направляют в верховья Каа-Хема на Кара-Белдирский золотой прииск, где он проработал до марта 1934 г. Именно там, как он пишет в воспоминаниях, он получил большие навыки по работе, познакомился с русскими, татарами, корейцами, осознал, что такое дружба. «Проработав с ними два года, я получил неоценимый жизненный, рабочий урок и подтянул свой русский язык», — пишет он в воспоминаниях.
Вторая часть посвящена его юности, как он стал артистом, его работе в театре, где он проработал большую часть своей жизни:
«Откуда мне и моим родственникам было знать, что я стану артистом. Давно, когда был подростком, я пел на сходах граждан и в местах, где проводили освещение святых мест, своим пением развлекал богатых нойонов. За плохое исполнение мне могли надавать пощёчин, избить меня», — пишет он. У него было желание научиться пению и стать одним из талантливейших певцов.
В декабре 1937 г. в кожуун приезжает министр культуры Седип-оол Танов для отбора молодых людей, умеющих петь, исполнять горловое пение, играть на народных инструментах.
Министр попросил его исполнить что-нибудь. «Я был скромным, поскольку в большинстве рос в юрточном ауле. Рассказал обо всём, что умею исполнять. Начал с горлового пения, потом спел каргыраа, затем поиграл на игиле, бызаанчы, демир-хомусе. Послушав меня, министр спросил: «Хочешь выучиться на артиста?» — «Да, если примут, пойду с большим желанием», — ответил он. «Играешь неплохо, если хочешь, через два дня приезжай в центр кожууна, и я отправлю тебя в Кызыл».
Так он приезжает в Кызыл на учебу, где помимо театрального образования получал ещё и общее образование.
«В Туве в те времена не было ни одного квалифицированного преподавателя по театру. Имел высшее театральное образование только Кок-оол, который окончил Московский театральный институт», — пишет Н.О. Олзей-оол.
В сентябре 1940 г. приезжает из Москвы Иван Яковлевич Исполнев — высококвалифицированный педагог по театру, талантливый режиссер, чтобы обучать профессиональному мастерству. Он поднял вопрос об открытии театрального училища в Туве перед директором театра С.А. Сарыг-оолом. Это предложение поддержали ЦК ТНРП. В этом училище были открыты отделения балета, хора, цирка, духового оркестра, драматургии.
«В 1942 г. был экзамен по вокалу. Преподаватель по вокалу Сергей Илларионович Булатов, проверив меня, сказал: «У тебя голос хороший. Тебе нужно учиться по вокалу». Когда я отучился более одного года, мне только тогда разрешили выступать перед публикой. Исполнял песни «Обрыв Волги», «Когда я ездил с почтой» и другие.
В 1943 г. сыграл роль Чамзы-Дамба в спектакле «Дорога у нас такая» писателя Сергея Пюрбю. В 1944 г. в комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера «Лекарь поневоле» сыграл роль Вальера. Роль Любима Карповича Торцова сыграл в пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок».
С вхождением Тувы в состав СССР артисты начали ездить на повышение актерского мастерства в Москву, Ленинград.
Летом 1945 г. состоялся первый выпуск театрального училища.
В 1952 г. Н.О. Олзей-оол сыграл в спектаклях А. Корнейчука «Платон Кречет» в роли П. Кречета, в роли Городничего Сквозник-Дмухановского в спектакле «Ревизор» Н.В. Гоголя.
В 1953–1954 гг. на сцене театра был показан спектакль «Боттанган кузел» С.К. Токи, где Н. Олзей-оол исполнил главную роль — директора колхоза Биче-оола. Роль феодала сыграл М. Мунзук, роль Хорлукпана — Виктор Кок-оол. В спектакле «Самбажык» В.Ш. Кок-оола он сыграл роль главного героя — Самбажыка.
«Если взять период с момента образования тувинского театра до последних лет, я старался сыграть разные, не похожие друг на друга роли в спектаклях мировых русских и советских классиков, тувинских драматургов. Помимо театра, другая сторона моей жизни — роли, сыгранные в нескольких кинофильмах. Вдумайтесь, сыграть в одном фильме — это значит оставить в своей жизни, в истории вечный неизгладимый след», — пишет он.
В конце 50-х годов он сыграл в фильме «Люди голубых рек» киностудии «Ленфильм» роль секретаря парткома колхоза Кагай-оола. С этого началась его актерская работа. В последующие годы сыграл главные роли в таких кинофильмах, как «Чекпенин изи-биле», «Ээтпек ындында чул ол?», «Айдын дуне чылбырааштар».
Николай Олзей-оол был необычайно популярен и как певец. Его голос, живой и сильный, до сих пор звучит в радио- и телепередачах.
Многолетний творческий путь Николая Олзей-оола отмечен правительственными наградами, в том числе и Монгольской Народной Республики.
Б. САНДАК, ведущий специалист Государственного архива РТ
В Государственном архиве Республики Тыва на хранении находится личный фонд Н.О. Олзей-оола — заслуженного артиста РФ, народного артиста Тувинской АССР, участника трудового фронта в Великой Отечественной войне, актера, киноактера, певца.
В личном фонде имеются автобиографические воспоминания «Посвящение родному народу», фотодокументы, удостоверения к медалям, поздравительные открытки, почетные грамоты.
Хотелось бы несколько слов посвятить его автобиографическим воспоминаниям. Первая часть воспоминаний посвящена его детству, он пишет о родных местах, где он проживал с родителями.
В 1932 г. его отправляют учиться на двухмесячные курсы в школу колхоза в Шагонар. В декабре 1932 года его направляют в верховья Каа-Хема на Кара-Белдирский золотой прииск, где он проработал до марта 1934 г. Именно там, как он пишет в воспоминаниях, он получил большие навыки по работе, познакомился с русскими, татарами, корейцами, осознал, что такое дружба. «Проработав с ними два года, я получил неоценимый жизненный, рабочий урок и подтянул свой русский язык», — пишет он в воспоминаниях.
Вторая часть посвящена его юности, как он стал артистом, его работе в театре, где он проработал большую часть своей жизни:
«Откуда мне и моим родственникам было знать, что я стану артистом. Давно, когда был подростком, я пел на сходах граждан и в местах, где проводили освещение святых мест, своим пением развлекал богатых нойонов. За плохое исполнение мне могли надавать пощёчин, избить меня», — пишет он. У него было желание научиться пению и стать одним из талантливейших певцов.
В декабре 1937 г. в кожуун приезжает министр культуры Седип-оол Танов для отбора молодых людей, умеющих петь, исполнять горловое пение, играть на народных инструментах.
Министр попросил его исполнить что-нибудь. «Я был скромным, поскольку в большинстве рос в юрточном ауле. Рассказал обо всём, что умею исполнять. Начал с горлового пения, потом спел каргыраа, затем поиграл на игиле, бызаанчы, демир-хомусе. Послушав меня, министр спросил: «Хочешь выучиться на артиста?» — «Да, если примут, пойду с большим желанием», — ответил он. «Играешь неплохо, если хочешь, через два дня приезжай в центр кожууна, и я отправлю тебя в Кызыл».
Так он приезжает в Кызыл на учебу, где помимо театрального образования получал ещё и общее образование.
«В Туве в те времена не было ни одного квалифицированного преподавателя по театру. Имел высшее театральное образование только Кок-оол, который окончил Московский театральный институт», — пишет Н.О. Олзей-оол.
В сентябре 1940 г. приезжает из Москвы Иван Яковлевич Исполнев — высококвалифицированный педагог по театру, талантливый режиссер, чтобы обучать профессиональному мастерству. Он поднял вопрос об открытии театрального училища в Туве перед директором театра С.А. Сарыг-оолом. Это предложение поддержали ЦК ТНРП. В этом училище были открыты отделения балета, хора, цирка, духового оркестра, драматургии.
«В 1942 г. был экзамен по вокалу. Преподаватель по вокалу Сергей Илларионович Булатов, проверив меня, сказал: «У тебя голос хороший. Тебе нужно учиться по вокалу». Когда я отучился более одного года, мне только тогда разрешили выступать перед публикой. Исполнял песни «Обрыв Волги», «Когда я ездил с почтой» и другие.
В 1943 г. сыграл роль Чамзы-Дамба в спектакле «Дорога у нас такая» писателя Сергея Пюрбю. В 1944 г. в комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера «Лекарь поневоле» сыграл роль Вальера. Роль Любима Карповича Торцова сыграл в пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок».
С вхождением Тувы в состав СССР артисты начали ездить на повышение актерского мастерства в Москву, Ленинград.
Летом 1945 г. состоялся первый выпуск театрального училища.
В 1952 г. Н.О. Олзей-оол сыграл в спектаклях А. Корнейчука «Платон Кречет» в роли П. Кречета, в роли Городничего Сквозник-Дмухановского в спектакле «Ревизор» Н.В. Гоголя.
В 1953–1954 гг. на сцене театра был показан спектакль «Боттанган кузел» С.К. Токи, где Н. Олзей-оол исполнил главную роль — директора колхоза Биче-оола. Роль феодала сыграл М. Мунзук, роль Хорлукпана — Виктор Кок-оол. В спектакле «Самбажык» В.Ш. Кок-оола он сыграл роль главного героя — Самбажыка.
«Если взять период с момента образования тувинского театра до последних лет, я старался сыграть разные, не похожие друг на друга роли в спектаклях мировых русских и советских классиков, тувинских драматургов. Помимо театра, другая сторона моей жизни — роли, сыгранные в нескольких кинофильмах. Вдумайтесь, сыграть в одном фильме — это значит оставить в своей жизни, в истории вечный неизгладимый след», — пишет он.
В конце 50-х годов он сыграл в фильме «Люди голубых рек» киностудии «Ленфильм» роль секретаря парткома колхоза Кагай-оола. С этого началась его актерская работа. В последующие годы сыграл главные роли в таких кинофильмах, как «Чекпенин изи-биле», «Ээтпек ындында чул ол?», «Айдын дуне чылбырааштар».
Николай Олзей-оол был необычайно популярен и как певец. Его голос, живой и сильный, до сих пор звучит в радио- и телепередачах.
Многолетний творческий путь Николая Олзей-оола отмечен правительственными наградами, в том числе и Монгольской Народной Республики.
Б. САНДАК, ведущий специалист Государственного архива РТ