Нельзя два раза войти в одну и ту же реку, и нельзя дважды войти в один и тот же Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Центр растет во всех смыслах. Развивается прямо на глазах. И сам центр, и его мероприятия выходят на качественно новый уровень. Что может быть традиционнее, чем народная одежда? Но на конференции и здесь нашли неожиданные повороты.
Вот что такое «азиатское качество» в Центре тувинской культуры: это когда для проведения конференции тщательно продумывают все организационные моменты. Это когда появляются сопровождающие, вводящие гостей в курс дела. Это когда продумывается и оформляется со вкусом абсолютно все – от новой изящной трибуны, до общего декора. Это когда техника не отказывает, и все проходит без единой заминки. Это когда приглашают ведущих ученых и обсуждения докладов идет живо и динамично. В конце концов, это когда в азарте обсуждений теряешь фотоаппарат, и вечером можешь зайти за ним – найдут и вернут.
Искать элементы народного костюма в петроглифах? Да, это может показаться странным. Но откуда еще можно узнать о том, каким был костюм? Вот изображения на Орта-Сарголе: фигурная пола, стоячий воротник, подвески на поясе, орнамент по подолу. На Чайлаг-Хеме – изображения тувинских сапог.
Еще можно узнать о костюмах из раскопок. На Ээрбеке рядом с останками женщины лежало странное сооружение из бересты. Теоретически, что угодно, хоть и туесок. Но если рассмотреть линию шва… Похоже, что и не туесок, а основа головного убора. Вероятно, береста была обтянута тканью.
Еще, конечно, о костюмах можно узнать из фольклора, из сказок и героических сказаний. О том, какой была одежда богатырей в героических сказаниях, сообщила сотрудник ТИПГИ Менги Ондар.
А лучше всего об одежде предков расскажет, да и покажет… сам тувинский костюм. Он ведь практически не изменился? Или изменился?
Если на маленького ребенка надеть взрослый костюм, то на небольшом расстоянии он будет похож на лилипута. Айлана Кужугет, доктор культурологии, зав. сектором культуры ТИПГИ рассказала о том, в каком состоянии сейчас находится тувинский костюм. И, к сожалению, можно констатировать, что проблемы пока сохраняются.
Желание «сделать красиво» порождает разные факторы риска. Первый фактор, и очень опасный, относится ко всей народной одежде в целом. Сейчас часто стилизованный костюм делают не в русле традиций, а в псевдотрадиционном, так называемом «восточном стиле». Какая-то смесь из китайского, корейского и других народных стилей. Это не имеет никакого отношения к народному костюму, это – совершенно другое явление.
Стилизованный костюм может быть повседневным (зимним или летним), нарядным и сценическим. Повседневный костюм, по мнению Айланы Калиновны, встречается достаточно редко, как и нарядный, а преобладает сценический, в том числе и для конкурсов красоты, которых у нас сейчас множество. Вот тут и появляются «лилипуты» - дети, одетые как взрослые. А ведь у детей была своя, детская традиционная одежда.
Эта «болезнь» не только у конкурсов красоты в нашей республике. Это происходит по всему миру. Детей гримируют, как взрослых. Красят губы и глаза. Может, сейчас и не совсем к месту вспомнить о педофилии и преступлениях на сексуальной почве. А может быть, и к месту. Во многих странах сейчас рассматриваются законопроекты о запрете на проведение конкурсов красоты среди лиц младше 16 лет, считается, что подобные конкурсы красоты вызывают интерес к детям как к сексуальным объектам. А оно нам надо?
Но ведь были костюмы и для солидных дам. Обилие золотой парчи на костюмах пожилых дам в добрые старые времена в Туве могло вызвать недоумение. Солидные женщины и выглядели солидно. К пятидесяти годам женщины передавали украшения дочерям, а себе одежду шили из тканей темных тонов с неброской, но элегантной отделкой. Вставки из черного плюша, например, могут быть достаточно нарядными. Но мастера-швеи делают яркие, с золотом, тоны для дам всех возрастов. И это не их вина – таков запрос населения.
Как считает Айлана Кужугет, лучше всего сохранились традиции изготовления обуви. Халаты (тоны) приобретают эффект сценичности, искусственности. Но самая сложная проблема – с головными уборами.
Есть места, где вычурность дамских шляп не просто нужна, она откровенно приветствуется. Например, необычные дамские шляпки на королевских скачках Роял Аскот (Royal Ascot) – это норма. Но мы же не собираемся все хором идти на королевские скачки?
Одна из главных моральных ценностей, воплощенных в народном костюме, - это скромность. Скромность и достоинство. Да, есть сценические варианты. Да, сценические костюмы подчеркивают сексуальную привлекательность, вплоть до сексуального вызова. Но какое это имеет отношение к народному традиционному костюму?
Не совсем традиционные, но с интересной стилизацией были вязаные варианты одежды.
Не очень повезло орнаменту. Чечек Монгуш, преподаватель Кызыльского колледжа искусств, рассказала о самых разных орнаментах. Но в современной одежде присутствуют только несколько из них, наиболее популярных. Об остальных вспоминают мало. Но, как считают многие докладчики, все это – только начало. И у нас есть шанс вернуться и к действительно народным костюмам, и к их элегантной стилизации.
На конференции прошел и конкурс тувинской национальной одежды, представленной на выставке. Жалко, что никому не пришла в голову мысль - провести конкурс национального костюма среди участников конференции. Думаю, что первое место среди мужчин с большим отрывом занял бы Игорь Кошкендей, директор Центра тувинской культуры: стилизованная темно-зеленая куртка с интересными украшениями. А среди женщин – Ульяна Бичелдей – строгий деловой стилизованный тон неяркого оттенка с изящной отделкой.
Традиции не возрождаются. Они просто живут. Хотя мы их и не всегда замечаем.
И. Качан, Плюс Информ
Организация
Организация – вопрос отдельный. Думаю, многие согласятся, что словами «европейское качество» мы уже привычно называем все, вызывающее одобрение. И при этом находимся в центре Азии. Может, пора менять акценты?Вот что такое «азиатское качество» в Центре тувинской культуры: это когда для проведения конференции тщательно продумывают все организационные моменты. Это когда появляются сопровождающие, вводящие гостей в курс дела. Это когда продумывается и оформляется со вкусом абсолютно все – от новой изящной трибуны, до общего декора. Это когда техника не отказывает, и все проходит без единой заминки. Это когда приглашают ведущих ученых и обсуждения докладов идет живо и динамично. В конце концов, это когда в азарте обсуждений теряешь фотоаппарат, и вечером можешь зайти за ним – найдут и вернут.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Это понимали еще очень и очень далекие предки. Утверждение не голословное, а сделанное на основе услышанного. Лариса Чадамба, зав. сектором археологии ТИГПИ рассказала об изображениях одежды в наскальном искусстве Тувы, а Демир Тулуш – научный сотрудник сектора археологии – об атрибутах тувинского костюма по материалам курганного могильника Эрбек 10.Искать элементы народного костюма в петроглифах? Да, это может показаться странным. Но откуда еще можно узнать о том, каким был костюм? Вот изображения на Орта-Сарголе: фигурная пола, стоячий воротник, подвески на поясе, орнамент по подолу. На Чайлаг-Хеме – изображения тувинских сапог.
Еще можно узнать о костюмах из раскопок. На Ээрбеке рядом с останками женщины лежало странное сооружение из бересты. Теоретически, что угодно, хоть и туесок. Но если рассмотреть линию шва… Похоже, что и не туесок, а основа головного убора. Вероятно, береста была обтянута тканью.
Еще, конечно, о костюмах можно узнать из фольклора, из сказок и героических сказаний. О том, какой была одежда богатырей в героических сказаниях, сообщила сотрудник ТИПГИ Менги Ондар.
А лучше всего об одежде предков расскажет, да и покажет… сам тувинский костюм. Он ведь практически не изменился? Или изменился?
О лилипутах на сцене
Все мы не идеальны. У кого-то - лишний вес или проблемы с кожей. Есть люди с гипофизарной недостаточностью. Их рост составляет 40-90 сантиметров, а вес - от пяти до пятнадцати килограммов. Во всем мире их около восьмисот. Но мы сейчас не о них, а о маленьких детях, которых их родители делают похожими на лилипутов.Если на маленького ребенка надеть взрослый костюм, то на небольшом расстоянии он будет похож на лилипута. Айлана Кужугет, доктор культурологии, зав. сектором культуры ТИПГИ рассказала о том, в каком состоянии сейчас находится тувинский костюм. И, к сожалению, можно констатировать, что проблемы пока сохраняются.
Желание «сделать красиво» порождает разные факторы риска. Первый фактор, и очень опасный, относится ко всей народной одежде в целом. Сейчас часто стилизованный костюм делают не в русле традиций, а в псевдотрадиционном, так называемом «восточном стиле». Какая-то смесь из китайского, корейского и других народных стилей. Это не имеет никакого отношения к народному костюму, это – совершенно другое явление.
Стилизованный костюм может быть повседневным (зимним или летним), нарядным и сценическим. Повседневный костюм, по мнению Айланы Калиновны, встречается достаточно редко, как и нарядный, а преобладает сценический, в том числе и для конкурсов красоты, которых у нас сейчас множество. Вот тут и появляются «лилипуты» - дети, одетые как взрослые. А ведь у детей была своя, детская традиционная одежда.
Эта «болезнь» не только у конкурсов красоты в нашей республике. Это происходит по всему миру. Детей гримируют, как взрослых. Красят губы и глаза. Может, сейчас и не совсем к месту вспомнить о педофилии и преступлениях на сексуальной почве. А может быть, и к месту. Во многих странах сейчас рассматриваются законопроекты о запрете на проведение конкурсов красоты среди лиц младше 16 лет, считается, что подобные конкурсы красоты вызывают интерес к детям как к сексуальным объектам. А оно нам надо?
Костюм – как система ценностей
Мораль, как и многое другое, претерпевает со временем изменения. Но мы ведь за традиционные ценности? Делать маленьких девочек сексуально привлекательными, мягко скажем, не очень хорошо.Но ведь были костюмы и для солидных дам. Обилие золотой парчи на костюмах пожилых дам в добрые старые времена в Туве могло вызвать недоумение. Солидные женщины и выглядели солидно. К пятидесяти годам женщины передавали украшения дочерям, а себе одежду шили из тканей темных тонов с неброской, но элегантной отделкой. Вставки из черного плюша, например, могут быть достаточно нарядными. Но мастера-швеи делают яркие, с золотом, тоны для дам всех возрастов. И это не их вина – таков запрос населения.
Как считает Айлана Кужугет, лучше всего сохранились традиции изготовления обуви. Халаты (тоны) приобретают эффект сценичности, искусственности. Но самая сложная проблема – с головными уборами.
Есть места, где вычурность дамских шляп не просто нужна, она откровенно приветствуется. Например, необычные дамские шляпки на королевских скачках Роял Аскот (Royal Ascot) – это норма. Но мы же не собираемся все хором идти на королевские скачки?
Одна из главных моральных ценностей, воплощенных в народном костюме, - это скромность. Скромность и достоинство. Да, есть сценические варианты. Да, сценические костюмы подчеркивают сексуальную привлекательность, вплоть до сексуального вызова. Но какое это имеет отношение к народному традиционному костюму?
Не все потеряно
Народный костюм вполне может развиваться в традиционном русле. И этому тоже были великолепные примеры на выставке и на практических занятиях конференции. Яркий пример - сапожки из Качыка, мягкие и удобные.Не совсем традиционные, но с интересной стилизацией были вязаные варианты одежды.
Не очень повезло орнаменту. Чечек Монгуш, преподаватель Кызыльского колледжа искусств, рассказала о самых разных орнаментах. Но в современной одежде присутствуют только несколько из них, наиболее популярных. Об остальных вспоминают мало. Но, как считают многие докладчики, все это – только начало. И у нас есть шанс вернуться и к действительно народным костюмам, и к их элегантной стилизации.
На конференции прошел и конкурс тувинской национальной одежды, представленной на выставке. Жалко, что никому не пришла в голову мысль - провести конкурс национального костюма среди участников конференции. Думаю, что первое место среди мужчин с большим отрывом занял бы Игорь Кошкендей, директор Центра тувинской культуры: стилизованная темно-зеленая куртка с интересными украшениями. А среди женщин – Ульяна Бичелдей – строгий деловой стилизованный тон неяркого оттенка с изящной отделкой.
Традиции не возрождаются. Они просто живут. Хотя мы их и не всегда замечаем.
И. Качан, Плюс Информ