Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 30 декабря 2024 г.
12 мая 2016 Тува. Наука

Юбилей отмечает фольклорист Светлана Орус-оол

Маргарита Кунгаа

Юбилей отмечает фольклорист Светлана Орус-оолСегодня, 12 мая, отмечает свой день рождения одна из самых известных и именитых учёных-тувиноведов – Орус-оол Светлана Монгушевна.
 
Не перечесть все её заслуги, все сделанные ею работы. Их много, и они разнообразны и разнохарактерны. Прежде всего она знаковая личность для тувинской фольклористической науки, и не только в том плане, что первой из числа тувинских женщин стала доктором филологических наук. Она является зачинателем многих новых исследовательских направлений в тувинской фольклористической науке. На первом месте из них – эдиционно-текстологический анализ фольклорных произведений. Его она «унаследовала» у своего научного руководителя-наставника В. М. Гацака и других  представителей русской текстологической школы. На принципах и приёмах текстологии основаны и кандидатская, и докторская диссертации Светланы Монгушевны, которые были успешно защищены ею в 1981 и 2001 гг. соответственно. и основные монографические исследования. В дополнение ранее сделанным исследованиям в настоящее время она продолжает работу над подготовкой тома «Тувинский героический эпос «Тон-Аралчын хан» для издания в серии «Эпос народов Европы и Азии». Вдохновителем и консультантом этого тома был опять же В. М. Гацак. В основу тома легли три записи одного и того же эпоса («Тон-Аралчын хан») в исполнении трёх разных сказителей: «учителя-отца», «ученика-сына» и сказителя из другого района, и учёной предлагается новая сравнительно-текстологическая подача материала – возможность судить о сохраняемости эпических традиций во времени даст соотнесение текстов от «учителя-отца» и «ученика-сына», а качество версионных образований будет проанализировано посредством их соотнесения с текстом сказителя из другого района.
 
Ещё одно направление или принцип, который был ещё в начале 1990-х годов инициирован Светланой Монгушевной в области тувинской фольклористики – аутентичность, подлинность текста, научно-адекватная, достоверная передача изустного текста – без литературной обработки, с сохранением диалектных и других  особенностей исполнения. Данный принцип она активно реализовала в многочисленных сборниках по тувинскому фольклору: «Тыва маадырлыг тоолдар» (Кызыл, 1990), «Матпаадыр» (Кызыл, 1991), «Алдай-Буучу» (Кызыл, 1993), «Дүрген чугаалар» (Кызыл, 1994),  «Далай-Байбын хаан» (Кызыл, 1994), «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей» (Кызыл, 1995), «Ары-Хаан» (Кызыл, 1996) и др. В соответствии с принципами эдиционной текстологии выдержаны и сборники последних лет: «Тыва улустуң тоолдары (Тываның тоолчуларының 2 дугаар слёдунуң материалдары)» (Кызыл, 2012), «Тыва тоолдар. О. К.-Ч. Дарыманың чыып бижээн материалдары» (совместно с Кунгаа М.Б. Кызыл, 2014).
 
Как пишет Светлана Монгушевна в своей статье «О тувинской фольклористике: основные направления развития», написанной в 2010 г., к настоящему времени в области собирания, издания и научного изучения тувинского фольклора сделано немало работ. Тем не менее остаётся целый ряд острых проблем и задач, которые необходимо решать незамедлительно. Например, более активное и планомерное, системное осуществление собирательской работы («фольклор – материал в основном архаичный, уходящий»), организация повторных экспедиций с целью «выяснения характера бытования и изменения фольклора, выявления устойчивых и изменчивых моментов текста, стили и поэтики фольклорных произведений, состояния его в современности». Следующее – систематизация и обработка собранных фольклорных материалов в соответствии с достижениями сегодняшнего дня. «Собранные подвижническим трудом собирателей бесценные фольклорно-этнографические материалы находятся под угрозой изчезновения, теряют качество в результате длительного хранения: магнитофонные записи постепенно приходят в негодность, ленты размагничиваются. Если не принять экстренные меры, все эти уникальные записи будут утрачены уже в ближайшей перспективе…», – бьёт тревогу Светлана Монгушевна.
 
Издание фольклорных произведений в соответствии с современным уровнем развития фольклористики тоже стоит в ряду проблем и задач, актуализируемых Светланой Монгушевной. «Одной из актуальных проблем современной фольклористики является вовлечение в научный оборот неизвестных и малодоступных архивных фольклорных текстов. Поэтому систематизация фольклорных материалов непосредственно связана, прежде всего, с текстологической наукой, ибо подготовка и издание текстов, так или иначе, опирается на её результаты. Для этого требуется проведение текстологической экспертизы фольклорной подлинности, более тщательное изучение текстов, предназначенных для издания, опираясь на исходные архивные материалы как единственно правомерные в качестве базовых, при соблюдении основного принципа практической текстологии – аутентичности текста. Важность такого подхода подчеркнул В.М. Гацак, отметивший, что «…всякая фальш, отсебятина, вольность, которая будет допущена нами сейчас, уже остаётся неустранимой в историческом времени», – так подчёркивает она важность соблюдения при издании фольклорных произведений в виде сборников и книг принципа аутентичности и подлинности.
 
В связи с данными и многими другими актуальными для тувинской фольклористики проблемами Светлана Монгушевна поднимает вопросы о создании лаборатории компьютерных исследований текстовых материалов, фоно- и видеозаписей при фольклорном фонде Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГиПСЭИ), создания единой информационной базы фольклорных материалов, разбросанных по различным фондам и ведомствам, а также личным архивам отдельных исследователей; ставит задачи расширения и углубления фольклористических исследований, подготовки специалистов-фольклористов самых разных направлений и специализаций, в т. ч. текстологов, лингвофольклористов и т.д.
 
В творческом активе Орус-оол С.М. – без малого 200 работ, в т. ч.  монографии  «Поэтика тувинского героического эпоса» (Кызыл, 1987), «Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль)» (Москва, 2001), том «Тувинские героические сказания» (Новосибирск, 1994) двуязычной академической серии  «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», а также соавторство в коллективной монографии  «Тыва улустуң аас чогаалы» («Очерки тувинского фольклора») (Кызыл, 1976), где ею написан раздел, посвященный тувинским народным загадкам.
 
Тематика и проблематика научных изысканий Светланы Монгушевны обширна и разнообразна. Это и различные жанры тувинского фольклора, и жизнь и творчество тувинских сказителей, и теоретические и практические аспекты устно-поэтического творчества тувинцев. Однако основная часть её работ (в том числе кандидатская и докторская диссертации, монографии) посвящена жанру героического эпоса: раскрытию его содержания и художественно-поэтических особенностей на основе историко-генетического и сравнительно-типологического методов, а также эдиционно-текстологического анализа, которые дают возможность проследить преемственность эпических традиций, их богатство и разнообразие. В частности, в своей монографии «Тувинский героический эпос (текстология, поэтика и стиль)», она, сравнивая основные компоненты поэтики и стиля героических сказаний  тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев, эвенков, бурят, приходит к выводу, что «этот  пласт фольклора – неотъемлемая составная часть эпического творчества тюркоязычных и других народов Южной и Восточной Сибири, имеющая сходные черты в стадиальном, сюжетно-композиционном плане, а также в художественно-поэтической традиции… Эта общность обусловлена типологическими закономерностями, древними, не прерывающимися культурно-историческими контактами тюрко-монгольских народов. Вместе с тем в каждом эпосе существуют определенные различия, оригинальная форма выражения  и художественно-образная система, свои особенности, связанные с этнобытовыми реалиями, спецификой национальной психологии, что находит выражение в предпочтении излюбленных приёмов использования поэтико-стилевых слагаемых, каких  нет  в другой эпической традиции».  
 
Анализируя  творчество тувинских сказителей в разных «ракурсах»  (записи одного и того же эпического произведения в исполнении разных сказителей; разновременные записи эпического произведения от одного и того же сказителя; записи от «учителя-сказителя» и «ученика-сказителя»), Светлана Монгушевна  широко опирается на те же методы, и это  позволяет ей раскрыть, наряду с общими чертами и традициями, индивидуальные особенности творческой  манеры каждого исполнителя. Подытаживая  текстологический анализ эпических произведений, исполненных сказителями О. Чанчы-Хоо, Т. Баазанаем, О. Маннаем, Б. Сарыг-Шыыром, она в монографии «Тувинский героический эпос (текстология, поэтика и стиль)» пишет: «…Для сказителя опора на сложившуюся традицию изложения эпоса жизненно необходима. Вместе с тем она не препятствует проявлению индивидуальной самобытности, удерживая исполнителя в унаследованном русле… Сказительство движет и поддерживает традиция. Разумеется, соразмерно талантливости самих сказителей. Поэтому можно говорить о многовековой истории  тувинского эпического сказительства…»
 
Светлана Монгушевна – активный участник, инициатор и организатор фольклорных и комплексных экспедиций ТИГиПСЭИ. В составе некоторых международных экспедиций ездила и в Монголию, Тибет и Китай. География конференций и симпозиумов, в которых она приняла участие, охватывает не только различные города и регионы России, но и многие зарубежные страны. В течение многих лет заведовала сектором. В настоящее время работает заместителем директора по науке.
 
Как специалист высокого класса, профессионал своего дела Светлана Монгушевна широко востребована в научных кругах. Она член Диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций Бурятского и Якутского госуниверситетов, действительный член Российской Академии социальных наук. Также она является членом Главной редакции академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (Институт филологии СО РАН, г. Новосибирск), редколлегии разных научных изданий и журналов, выходящих как в нашей стране, так и зарубежом. Не раз назначалась официальным оппонентом кандидатских и докторских диссертаций по фольклористике. Ею отредактирован не один десяток различных научных и научно-популярных изданий, написано множество рецензий и отзывов, в том числе на докторские и кандидатские диссертации. 
 
Светлана Монгушевна активно участвует и в общественной жизни института и республики. Особенно трудно переоценить её помощь молодым научным сотрудникам. Как наставник всегда доброжелательна, тактична, мудра. «Не тот герой, кто побеждает своих врагов. А тот герой, кто побеждает себя», – так она всегда говорит, так и поступает и идёт по жизни. Её целеустремлённость, самоотверженность, глубокая преданность своей работе не могут не восхищать. Энергичная и позитивная, весёлая и неунывающая, мудрая и дальновидная, молодая и красивая, умелая и хлебосольная – много хороших слов можно сказать о Светлане Монгушевне как о человеке, о личности. Она поистине достойная дочь тувинского народа, яркая звезда тувинской и российской науки.
                                                                   Маргарита Кунгаа, канд. пед. наук, зав. сектором фольклора ТИГПИ

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта