В августе 1921 г. на Всетувинском Учредительном Хурале была образована Танну-Тувинская Республика. Забот у ее первого правительства было много, но одной из них занялись не откладывая — созданием и правовым закреплением. официальных символов государства, дающих представление о его природе и тех ценностях, которых оно придерживается.
Графической основой геральдических знаков начального периода ТНР стали различные виды одного из «Восьми благих символов» буддизма «Дхармачакры» — Колеса Учения (тув. — Эртем Хуртузу) с восемью спицами, которое в документах периода Тувинской Народной Республики называют «Хорло» (тув. — Хорлуу). Его изображение вырезалось в печатях государственных учреждений, а также печаталась в первой марке, выпушенной правительством.
Из воспоминаний участников тех событий известно, что первые флаг и печать правительства создал по заказу правительства буддийский послушник Тушпек-хуурак в 1922 г. Оттиск печати сохранился на оборотной стороне второго листа «Положения о местном самоуправлении Русской колонии в Урянхае (Танды-Тувы), принятого на Первом Съезде Советов Колонии и заверенного подписями министров ТНР.
Печать представляет собой красный квадрат с изображением одного из видов буддийской эмблемы «Дхармачакры» посередине. В центре находится сам знак «Дхармачакра» в окружении пламени, внизу эмблемы — буддий- ский ритуальный сосуд «калача» (тув. — бумба). Центральный знак «Пылающая дхармачакра» снизу опоясывает ритуальный шарф хадак, слева в верхней части помещено изображение полумесяца, справа — солнца.
До нас не дошли ни изображения, ни описания знамени Правительства ТНР 1922–1923 г. Однако мы можем по аналогии с известными флагами ТНР предположить, что это знамя было красного цвета, и в середине его находился рисунок вышеуказанной эмблемы.
На заседании Центрального Комитета Тувинской Народно-Ре-волюционной партии (ЦК ТНРП) от 23 августа 1923 г. было принято решение о замене знамени и пе-чати ЦК ТНРП и правительства. Печати Правительства ТНР 1923–1925 гг. встречаются в различных официальных документах этих лет и представляет собой вариацию изготовленной Тушпек-хуураком: красный квадрат со знаком «Дхармачакры» в центре, опоясанный ритуальным шарфом хадак. Свер-ху — лежащий полумесяц, над которым знак солнца, увенчанный языком пламени.
Однако эти эмблемы не были закреплены юридически. Упоминаний о них нет ни в принятой на Всетувинском учредительном хурале (14-го августа 1921 года) первой Конституции Тувы, ни во второй Конституции Тувы 1923 г.
В третьей Конституции ТНР, принятой II Великим Хуралом в октябре 1924 г. появляется 28 статья «О знамени государства», где только упоминается об этом символе, но нет его описания. Так как в архивных документах нам не удалось обнаружить упоминания об изменении знамени и печати Правительства ТНР, то можно считать, что в этой Конституции говорится о знамени Правительства 1923 г. Полагаем, что в 1924 г. ему придали статус Государственного флага. Этот факт можно объяснить тем, что после подавления Хемчикского мятежа, которое проходило под лозунгами присоединения ТНР к Монголии, начался период укрепления тувинской государственности.
По всей видимости, именно это знамя было нарисовано на шапке первого номера газеты «Красный пахарь» от 24 июля 1924 г. В этом номере были изображены протягивающие друг другу руки тувинский арат и русский крестьянин, при этом позади русского крестьянина был изображен развевающийся флаг Русской самоуправляющейся трудовой колонии, а за тувинским аратом, по-видимому, находился флаг Правительства ТНР.
По этому рисунку мы реконструировали флаг Правительства ТНР 1923 г. Он представлял собой красное полотнище, в середине которого находится знак «Дхармачакра» с изображением свастики красного цвета в оси. По обеим сторонам центрального знака есть надписи на старописьменном монгольском языке. Так как на знамени в иллюстрации «Красного пахаря» эти надписи плохо различимы, мы не можем с уверенностью восстановить их. Это может быть надпись примерно такого содержания: tangutiva-iinarad-unqubisуal-tujasaу-untuу — «Знамя Танну-Тувинского Народно-Революционного правительства», а после 1924 г. — bugudenayiramdaqutangutiva-iinaradulus-untuу — «Знамя Танну-Тувинской Народной Республики».
Кроме знамен Правительства ТНР существовали и знамена ЦК ТНРП. Первое известное знамя ЦК ТНРП описано тувинским историком Ю.Л. Аранчыном. Оно представляло собой красное полотнище шириной 130 см, длиной 123 см, с надписью на старомонгольском языке: tangutiva-iinarad-unqubisуal-tunam-untobqoruyan-utuу — «Знамя Центрального Комитета Танну-Тувинской Народно-Революционной Партии». В середине флага вышито Колесо Учения с восемью спицами, в оси которого находится красная пятиконечная звезда. Обод колеса обвивает «хадак», а на его внешней стороне вышиты четыре конца «вишваваджры» (скрещенных ваджр; тув. — нацак-доржу) — одного из восьми благих знаков буддизма. Они являются продолжением двух перпендикулярных спиц, расположенных прямоугольным крестом по направлениям север–юг, запад–восток, а продолжением спиц, лежащих косым крестом (под углом 45°), вышиты четыре знака «триратны» (трех драгоценностей; тув. — уш эртине) — еще одного из «восьми благих знаков» буддизма. Чуть ниже Дхармачакры расположено изображение быка и сложного плуга с колесом, вверху которого вышит серп. В нижней части знамени вышиты два прямоугольные отрезка с рисунками степных трав и колосьев хлеба, между которыми находится половина диска солнца с надписью на старомонгольском языке: darulaуdaуsanarad-unnigudaуtun — «угнетенные араты, соединяйтесь!».
Восемь спиц центральной эмблемы Дхармачакры обозначали буддийский восьмеричный путь к совершенству. Соединенные с Колесом Учения, скрещенные ваджры (вишваваджра) обозначали путь к просветлению, несокрушимость веры и защиту от темных сил, а знак триратнысимволизировал Будду, его учение — дхарму и его последователей сангху (буддийскую общину).
Кроме буддийских знаков в символике знамени присутствуют знаки, присущие советской геральдике, — красная пятиконечная звезда, серп, плуг, восходящий диск солнца и колосья хлеба. Красная звезда символизировала стремление к революционным идеалам социального равенства, свободы и братства, а также борьбы пролетариата на пяти континентах мира. Изображение плуга было символом новой жизни (поднятия целины), а в советской геральдике употреблялась вместе с серпом как эмблема трудового крестьянства. Рисунок растений символизирует богатства природы. Половина диска солнца говорит, что страна находится в расцвете сил как солнце, восходящее к полному диску. Расположенное чуть ниже Колеса Учения изображение быка и плуга с серпом символизирует Танну-Туву страной скотоводов и земледельцев.
В 1924 г. обстановка внутри страны и внешнеполитические позиции ТНР изменились. Укрепилась государственность, были подавлены монголофильские настроения в руководстве страны. Летом того же года в Кызыле прошла тройственная конференция представителей Советской России, Тувы и Монголии. ТНР впервые на равных участвовала в переговорах, что свидетельствовало о ее новом международном статусе. Результаты конференции позволили ТНР серьезно продвинуться по пути обретения государственной самостоятельности.
22 июля 1925 г. был подписан договор об установлении дружественных отношений между правительствами СССР и ТНР, а 16 августа 1926 г. — тувинско-монгольский договор. СССР и Монголия признали ТНР самостоятельным государством.
Конкретные меры по созданию именно государственной символики начались после 27 октября 1925 г. когда III Великий Хурал ТНР ратифицировал договор с СССР. На заседании ЦК ТНРП от 9 ноября 1925 г. было принято решение о создании государственной символики: «Поскольку наша Тува стала отдельной республикой, она должна иметь специальный герб. Когда многие члены, поразмыслив, придут с предложениями о том, каким будет герб, надо, рассмотрев на Политбюро, внести на утверждение Народному Великому Хуралу».
Проекты герба и флага затем были одобрены на заседания ЦК ТНРП от 27 сентября 1925 г. постановлением «О государственном гербе, флаге ТНР», в котором говорилось: «Рисунки герба, которые многие люди представили, не подходят, поэтому эти рисунки не будут использованы. Представленные рисунки члена Политбюро министра Дондука и консула Разумова подошли, поэтому решили из этих двух рисунков нарисовать один и сделать государственный герб. Макет флага сделать четырехугольным в середине с гербом, с двух сторон будут написаны слова. Государственный флаг сделать удлиненной формы. В правой стороне сделать государственный герб, в левой — написать слова».
Новые государственные символы были узаконены в третьей Конституции ТНР, принятой 24 ноября 1926 года на IV Великом Хурале, где описания государственного герба и государственного флага были включены в статьи Конституции. В ее 29-й статье говорится: «Государственный герб состоит из указанного в п. 28-м изображения», т.е. «…Государственный герб состоит из изображения «Хорло», а внутри «Хорло» — земной шар в лучах солнца; а вверху должны быть серп и грабли, окруженные венцом из колосьев». 30-я статья гласит: «Государственный флаг должен быть красного цвета с государственным гербом в середине».
Щитом герба был использован обод Дхармачакры (Хорло), что говорит о влиянии буддийской церкви на государственную власть и общество. По-видимому, именно данный знак герба был частью герба, разработанного Кууларом Дондуком. Изображение Дхармачакры, входившее в состав нового герба, олицетворяло приверженность тувинского народа к традиционной религии — буддизму, которая к тому времени все еще пользовалась влиянием среди населения и правящей элиты.
Изображение серпа и грабли показывает, что республика аграрная и является символом трудовых аратства и крестьянства. Эмблемы земного шара в лучах солнца, венец из колосьев и красная звезда очень напоминают изображения советского герба; скорее всего, это подражание символике Советской России. Очевидно, что эти элементы были в проекте герба, представленном советским консулом Ф.Ф. Разумовым на заседания ЦК ТНРП от 27 сентября 1925 г.
Резюмируя историю создания первых символов государственной атрибутики ТНР, можно отметить два момента.
Первый: основные символы печатей и знамен начала 1920-х гг. относятся к буддийским знакам. Это различные виды изображений Колеса Учения. Использование этого знака свидетельствует о том, что буддизм в тот период сохранял в ТНР сильные позиции.
Второй момент. До 1925 г. политическое руководство ТНР осознанно не спешило с созданием юридически оформленных государственных символов в силу неопределенности положения тувинского государства. Тогда в Туве были еще сильны группировки, ориентированные на присоединение к Монголии. Только после признания ТНР СССР и Монголией и подавления мятежа сторонников объединения с южным соседом государственный герб и флаг были официально утверждены.
Рассматривая государственную символику ТНР до 1930 г., нельзя не затронуть вопрос о символике Русской самоуправляющейся трудовой колонии (РСТК), Колония была основана XII съездом русского населения Тувы, проходившем 23–26 июля 1921 г. Окончательно РСТК оформилось после заключения 13 февраля 1922 г. договора между исполкомом колонии и тувинским правительством. 15 июля 1922 г. он был утвержден правительствами РСФСР и ТНР.
Основным юридическим документом РСТК было «Положение о местном самоуправлении русской колонии в Урянхае (Танды-Тува)», где глава 7-я описывала герб и флаг РСТК. В 29 статье «Положения…» говорится: «Герб РСТК состоит из изображения на красном фоне, помещенных крест на крест рукояткой книзу серпа и плуга с надписью вокруг изображения: «Русская Самоуправляющаяся Трудовая Колония в Урянхае» или «РСТК в Урянхае». Статья 30 описывает флаг РСТК: «Флаг РСТК состоит из полотнища красного цвета, в левом углу которого наверху помещен герб колонии и золотые буквы «РСТК» «Русская Самоуправляющаяся Трудовая Колония в Урянхае»».
В изображениях герба РСТК в печати центральное изображение плуга и серпа находится внутри многолучевой пятиконечной звезды, вокруг которой размещается коммунистический лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Эти флаг и герб существовали до упразднения РСТК в 1932 г.
Несомненно, что в герб и флаг РСТК был создан по канонам советской геральдики. Например, эмблема плуга и серпа схожа с эмблемой Красной Армии — пятиконечной красной звездой с плугом и молотом внутри. Плуг и серп обозначают крестьянскую основу РСТК, т.е. в колонии преобладает крестьянский класс. Символика РСТК оказала влияние на символику знамени ЦК ТНРП, где чуть ниже Дхармачакры располагались изображения плуга с серпом.
Борис МОНГУШ, Тувинская правда
научный сотрудник Тувинского института гуманитарных
и прикладных социально-экономических исследований
(Продолжение следует.)