В 2014 году набережная Енисея в Кызыле на месте центра Азии полностью поменяла свой облик. В честь двух столетних юбилеев была проведена масштабная реконструкция, в результате которой появились новые символы - обелиск "Центр Азии" и скульптура "Царская охота" авторства российского мастера с мировым именем Даши Намдакова. Спустя даже два года интерес к комплексу не утихает, наоборот растет.
Подтверждение тому, символ "Центр Азии" набрав достаточное количество голосов, прошел в следующий тур в конкурсе на выбор изображения для новых российских купюр номиналом в 200 и 2000 рублей. Значит, ценители искусства и просто интересующиеся граждане могут в любой момент приехать в столицу Тувы и воочию увидеть произведение Намдакова. Остаются и вопросы, почему скульптор решил сделать обелиск именно таким, и как идея пришла ему в голову? Ответы прозвучали на творческой встрече Даши Намдакова, которая прошла в Доме туризма, где собрались художники, сотрудники Национального музея, журналисты и блогеры.
Начиная общение, Даши Намдаков первым делом сообщил, что в Туву он приехал отдохнуть, и с улыбкой попросил каверзных вопросов не задавать. Объяснение такой просьбе нашлось в ходе беседы, но первый вопрос логично задали по хронологии событий: как вообще родилась эта идея?
«Я ни о чем не подозревал, жил своей жизнью. Звонит Сергей Кужугетович, до этого разговора мы много лет уже дружили, - начал рассказывать Даши Намдаков. – Говорит: Съезди ко мне на родину, там есть задача, которую надо с интересом сделать. И я прилетел, и был как раз мозговой штурм.
Про мозговой штурм ясность внесла Глава города Кызыла Дина Оюн. Она вспомнила подготовительную работу и позицию Главы республики Шолбана Кара-оола, который посчитал, что реконструкция это не просто замена бетона или дорожных плит. Правительство совместно с мэрией Кызыла начали зачищать территорию от хозяйственных зданий, старых домов и тут начались мозговые штурмы по поводу того, каким должен быть новый Центр Азии.
- После звонка Сергея Кужугетовича я приехал, познакомился с Главой республики. С группой людей неравнодушных к республике, к городу мы провели мозговой штурм. Затем я сходил в Национальный музей, посмотрел артефакты. Хотя я уже их знал, часть видел в Эрмитаже.
Но то, что я увидел здесь, пики и так далее, у меня сразу в голове выскочило "Вот! И не надо ничего искать. Все лежит на поверхности просто надо собрать эти пазлы", - довольно лаконично дополнил Намдаков.
Рассказал Даши Намдаков и об ажиотаже вокруг своих работ, это критика, вопросы, почему скульптор не местный, а приезжий и так далее. Первый опыт случился, когда в Казахстане он поставил гигантскую скульптуру, сейчас она самая большая в Центральной Азии. Теперь уже имея достаточно большой опыт в монументальном искусстве, Намдаков считает, что искусство должно будоражить умы, в ней изначально заложена такая функция.
«Каждый раз, когда ты занимаешься монументальной скульптурой - это всегда боль, страдания, - признался скульптор. - Я считаю, что это хорошо, потому что, главное, чтобы не было неравнодушных. Вот сколько вещей, мимо которых мы проходим? Скульптура, архитектура... Мы проходим мимо и не замечаем, и никто о них не говорит, потому что, в принципе, и говорить нечего. А раньше я сильно переживал. Вот недавно я открыл в Казани группу скульптур вокруг Дворца бракосочетаний. Там тоже сейчас волна ажиотажа. Я с прессой не общаюсь, очень тяжело. Время все расставит на свои места. Когда произведение искусства, всегда нужно время, чтобы люди привыкли, чтобы это стало частью из среды обитания, их жизни.
Говоря о противоречивых чувствах, которые вызывают монументальные скульптуры, Даши Намдаков не мог обойти свое творение для Тувы.
«Я понимаю людей, история предыдущего обелиска - это тоже память, часть жизни. Всегда болезненно что-то убирать, ставить новое. В то же время, это жизнь, мы не стоим на месте. Это естественный цивилизованный процесс. Пользуясь случаем, хотел бы извиниться перед теми людьми, которые действительно переживают. Я понимаю их переживания, согласен, потому как сам консервативный человек, наверное. В то же время надо двигаться дальше. Город растет, республика развивается, и не думаю, что все должно оставаться таким же.
Пожалуй, одна из самых громких историй в творчестве Намдакова связана с конной статуей Чингисхана. Установленная в 2012 году в Лондоне, временная композиция вызвала жаркие споры, но в тоже время принесла автору грандиозный успех.
- Парламент Великобритании собрался, в повестке дня был вопрос "Что хорошего сделал Чингисхан, чтобы поставить его в центре Лондона открыть?" Тем не менее, это произошло. Гайд-парк был усеян монголами и они говорили "Спасибо Даши, что через 800 лет довел Чингисхана до последнего моря, до которого было написано в предсказании".
И он дошел и в центре Лондона встал, - поделился Намдаков. - Для меня это было очень знаково. Все темы, над которыми я работаю, вокруг памяти наших предков, нашей культуры, которая была великой. Я хочу, чтобы все понимали это, чтобы с нами считались.
Касаясь темы предков, Намдаков объяснил свое видение рождения памятника.
- Произведение, которое стоит у вас, Центр Азии - это памятник всем нашим предкам, которые кочевали в Великой степи. Он основан на находках из кургана "Аржаан". Смотрите, какая культура, какая цивилизация была на этой земле! Я сделал так, чтобы молодежь, живущая в Туве, могла привезти своих гостей и показать "Вот! Посмотрите, это наша культура, которой сотни-сотни лет!" Это не выдуманная из пальца история, это артефакты, которые лежат в музее.
Выяснилось, что после открытия скульптурного комплекса Намдаков в Туву не приезжал. Сейчас признался, тогда в 2014 году, перед отъездом он два часа ходил вокруг своих работ и не мог от них оторваться.
- Я просто ходил и наслаждался продуктом, который я сделал. Наверное, некрасиво автору так говорить, но я действительно ходил и наслаждался. Рассматривал каждую деталь и вспоминал, как это все рождалось. Считаю, что это произведение, которому я отдал год своей жизни - это роман. Роман, в котором много всего: большого и реального труда, миллиона эскизов. Что-то добавлялось, что-то убиралось, что-то пришлось отсеять, на чем-то сделать акцент.
Участников встречи заинтересовали подробности знакомства с Сергеем Кужугетовичем Шойгу. Намдаков рассказал, что перед открытием его персональной выставки в Третьяковской галерее была выпущена книга с его работами. Он захотел подарить ее Шойгу. Попросил знакомого земляка, работавшего в МЧС, отнести книгу в секретариат к министру.
- Так случилось, мой земляк занес книгу утром, а после обеда мне позвонили из галереи и сказали, что Шойгу приехал и надо срочно быть. Я приехал, смотрю, Сергей Кужугетович по залам ходит. Потом мы с ним познакомились и с тех пор мы дружим. Я имею честь называть его другом, потому что, он подтверждал это. После этого он открывал мою выставку в Эрмитаже, и другие выставки. Сейчас мы презентовали Президенту новый проект по линии Русского географического общества. Грандиозный проект, президенту понравилось, одобрил.
Корреспондент газеты "Плюс Информ" Ирина Качан поинтересовалась, почему он решил подарить свою книгу именно Сергею Шойгу?
- В своем творчестве я делаю акцент на отношении к предкам. Считаю, что у нас с Сергеем Кужугетовичем общий дух, одни предки. Когда мы с ним общаемся, понимаем, что у нас, когда то были близкие родственные связи, одинаковые ценности, - пояснил Намдаков.
Корреспондент телеканала "Тува 24" Саяна Цой отметила, что у Даши Намдакова есть перспектива войти в финансовую историю страны. Кызыл с символом "Центр Азии" вошел в следующий этап отбора изображения новых купюр номиналом в 200 и 2000 рублей.
- Я ничего не испытываю, - неожиданно признался Намдаков. - Потому что мне мама так сказала, нельзя чего-то сильно хотеть. А вдруг не сбудется то, что ты хочешь, и ты будешь переживать. Поэтому Бог даст - да, нет - то нет.
Заинтересовала и дальнейшая история со статуей Чингисхана. Как оказалось, она сейчас в Монголии и может быть установлена в Улан-Баторе. Хотя были предложения выставить монумент в американском Лос-Анджелесе.
- Участь Чингисхана - статуя начинает жить своей жизнью. У меня очень много скульптур разлетелось по миру, - поведал скульптор. - Они живут своей жизнью, они кочуют. Их покупают, продают, дарят, это сложно проконтролировать. У них своя жизнь, как у птенцов вылетевших из родного гнезда.
В завершение встречи, директор Информационного центра туризма Омак Ондар вручил Даши Намдакову свидетельство, подтверждающее посещение Центра Азии.