Недавно в стенах читального зала Национальной библиотеки имени А. С. Пушкина состоялась встреча с «проводниками» и мастерами народного искусства Тувы: композитором Сергеем Бадыраа, искусствоведом Александром Хертеком, доктором искусствоведения, директором международного научного центра «Хоомей» Зоей Кыргыс. Как известно, 2009-й является Годом игила в республике, потому и вспоминали о нем собравшиеся.
Вновь ожила первая легенда о появлении игила, связанная с именем сказочного героя Оскус-оола, которому погибший конь во сне рассказывает, как изготовить инструмент: «Череп мой повесь на старую лиственницу, из древесины ее изготовишь музыкальный инструмент, который обтянешь кожей с морды, а струны натянешь из волоса моего хвоста». Долго играл Оскус-оол, долго слушали его люди и вместе с ним смеялись и плакали.
В современном мире огромная роль духовной культуры состоит в том, что, несмотря на коренные отличия в мировоззрении, традициях, обычаях различных народов, она является мощным объединительным фактором на межличностном уровне и в мировом масштабе. «Тувинское искусство - это утренняя заря, освещенная восходящими лучами солнца. И это очень справедливо, ибо культура тувинского народа - глубоко древняя и вместе с тем очень задушевная, свежая, чарующая, как пейзаж Левитана», - сказал композитор Вано Мурадели.
Участники встречи, первокурсники юридического факультета ТГУ, с интересом ознакомились с обзором литературы у книжной выставки «Народное искусство Тувы», где были представлены работы Монгуша Кенин-Лопсана, Зои Кыргыс, Айланы Кужугет, Валентины Сузукей.
Зоя Кыргыс затронула историю исследования феномена тувинского горлового пения отечественными и зарубежными учеными, назвала основные стили, говорила о проблеме международных культурных связей. Александр Хертек рассказал об истории камнерезного искусства, его истоках, современном состоянии, стилях выдающихся камнерезов республики. Сергей Бадыраа осветил тему тувинской народной музыки, использования ее композиторами Тувы в произведениях на примере своей оперы «Буян Бадыргы».
В заключение прозвучали фрагменты из этой оперы, а также три музыкальные композиции, которыми фольклорная группа «Чангы хаяа» из Кызылского училища искусств с помощью игила проиллюстрировала различные стили хоомея.