Это было давно. В поселке Тея
Североенисейского района Красноярского края жила семья ссыльного Александра Павловича
Проценко. Вскоре он умер от туберкулеза, и осталась его супруга Булавченко
Ксения Кондратьевна одна с четырьмя детьми на руках. Конечно же, было трудно…
Но жили… и не ведали, что Тува станет вторым родным домом. Дети взрослели…
По воле случая Ксения Кондратьевна с
семьей приехала в Туву и устроилась работать в театр уборщицей. В 50-е годы
театр носил имя Сталина. Затем перешла работать гардеробщицей. А самая
младшенькая — Нелля, хоть и была уже замужем, решила тоже поехать вслед за матерью
и братьями в Кызыл. Сразу устроиться на работу ей не удавалось, и она часто
посещала свою маму в театре, помогала. И как-то раз Ксения Кондратьевна дочери
сказала, что в театр требуется кочегар. Спросила — пойдешь? А Нелле шел 20-й год, и она не боялась никакой
работы, поэтому согласилась. Кочегарка находилась во дворе театра. Большие
котлы. Всё гудело, шумело… Поневоле опасалась — как бы чего не случилось!
Сердце трепетало, а руки делали… Правда, брат временами помогал. Пользуясь,
случаем, в такие минуты она забегала в театр. Забегала не только к маме, она с
любопытством наблюдала за всеми: актерами, режиссерами, художниками… А вечерами
она училась в вечерней школе.
Любопытство молодой девушки
понравилось главному бухгалтеру театра Шульбеевой Александре Викторовне, и
стала она Неллю обучать… Сначала она бегала по организациям, разносила
документы. Из котельной её перевели контролером. Теперь уже она чаще появлялась
в бухгалтерии, и соответственно прибавились учителя.
Секретарем-машинисткой в то время была
Шашкова Ольга Васильевна — суровая внешне, но добрая внутри. Строгим голосом
она постоянно поправляла молодую работницу, а если что-то не получалось она
говорила Нелле — думай! делай сама! Можно сказать, заставила ее поступить на
курсы обучения секретарей-машинисток. Так Ольга Васильевна готовила её на свое
место, а сама впоследствии перешла на место бухгалтера материальной группы.
Действительно, у Нелли Александровны
Фокиной было много учителей и не только в бухгалтерии. По ее словам, именно ТЕАТР — стал главным
учителем в её жизни.
Прежде всего, ТЕАТР — научил ее понимать людей и вникнуть в специфику
актерской профессии. Ведь актеры — это особая каста. Они сотни раз проживают на
сцене судьбы других людей. Тувинские
актеры покорили своим талантом сердце Нелли Александровны. Она была влюблена в
них.
Но
ТЕАТР — это не только актеры, это огромное количество и других людей, которые
обслуживали театрально-концертную деятельность. Ведь до открытия филармонии при
театре еще существовало концертно-эстрадное бюро. И наймом кадров занимались
сами директора, т.к. не было отдельной единицы кадровика, их обязанности
исполняли секретари-машинистки, где уже работала Нелля Александровна. Лишь в
1964 году театру выделили отдельную единицу заведующего отделом кадров. Так что можно сказать, что в тувинском
театре Фокина Нелля Александровна стала первой заведующей отделом кадров. Правда,
в то время обязанности были менее обширными. Это сегодня начальник отдела
кадров управленец. Он может руководить не только поиском персонала,
но и его адаптацией, обучением, повышением квалификации
и многими другими задачами.
Более
45 лет отдала она ТЕАТРУ. Трудно представить сегодня — сколько человеческих
судеб прошло через ее руки. Она всегда говорила — в театре мало просто числиться
в штате, и работать. Она убеждена — надолго остаются и бескорыстно служат
ТЕАТРУ, неважно в какой должности, люди с большой ЛЮБОВЬЮ в сердце и в душе.
Если этого нет — долго не задерживаются. Нелля Александровна на своем месте
старалась понять каждого. Интуитивно чувствовала тех, у кого отсутствовала эта
любовь и она старалась помочь им,
убедить, а где-то поддержать, а при необходимости помочь. Как когда-то протянули
руку помощи ей и дали возможность найти своё место в жизни.
Нелля
Александровна сегодня на заслуженном отдыхе, но с большой благодарностью вспоминает тех, кто окружал
ее. Это и актеры, обслуживающий персонал, технические работники, бухгалтера и
директора… Для нее ТЕАТР — это дорогое сердцу место, где пересекались самые
главные события и люди в ее жизни. Её
дочь Ольга на этом перекрестке впитала теплую и семейную атмосферу ТЕАТРА.
Позднее, как-то при встрече она призналась — очень сожалеет, что не связала
свою жизнь с ТЕАТРОМ. Большая любовь к этому волшебному миру передалась ей от
матери Нелли Александровны.
С особой теплотой она вспоминала спокойного и
интеллигентного, доброжелательного и требовательного директора театра
Далай-оола Родиона Окуй-ооловича. Они много лет проработали вместе. Нелля Александровна печатала хорошо на двух
языках, и это позволило ей поверхностно понимать смысл некоторых слов, затем и
понимать тувинскую речь. И вот она решила более серьезно заняться изучением
тувинского языка. В то время отсутствовали какие-либо курсы, и она попросила
заняться с ней одного актера. Любопытная по натуре она с большим рвением
взялась за новое дело. Всё бы хорошо, да вот актер как-то решил подшутить над
ней. Говорит — надо закрепить язык. Песни, стихи, частушки — самое хорошее
подспорье в этом деле, убедил он её. Как добросовестная ученица, она выучила
материал. Однажды шла по коридору и запела заученные песни. А за ней шел
директор Родион Окуй-оолович и он услышал её пение. Догнав её, пригласил в
кабинет. Он-то и поведал Нелле Александровне, что все эти песни не хорошие в
смысле содержания. Никогда не пой эти песни — сказал он, и предложил продолжить
занятия по тувинскому языку с ним. Раскрасневшись от стыда, она согласилась. Но
директору не всегда удавалось найти время и, понимая ситуацию, она просто
отказалась от этой затеи.
В 1969
году в апреле месяце открыли филармонию. Назначили директором нового
творческого коллектива Родиона Окуй-ооловича и, долго не думая, он пригласил работать в отдел кадров Неллю Александровну.
Она поблагодарила, но отказалась. А вот помочь на первых порах согласилась с
большим удовольствием. Около месяца бегала она между театром и филармонией.
Начав с нуля и доведя до ума все документы по кадрам, Нелля Александровна
передала дела.
Однажды,
как прекрасного специалиста по кадрам, всё же уговорили работать в ТНИИЯЛИ. Её
хватило только на два дня, хотя предоставлены были все условия. Неллю Александровну
пугала тишина…До боли ей не хватало ТЕАТРА с его специфическими запахами и
шумами, а главное ей не хватало этой, слегка сумасшедшей, замечательной
театральной семьи. Но, тем не менее, за эти два дня она сумела привести в
порядок все документы по работе с кадрами. Это основная черта Нелли
Александровны — всё должно быть в порядке! Порядок у нее был и в голове — добросовестно
изучала все необходимые документы и приложения к ним. С тех пор она уже никуда
не уходила и даже не пыталась, несмотря на заманчивые предложения. Ведь мы все
знаем, что зарплаты в сфере культуры и искусства всегда были мизерными.
А время
бежит... менялись и росли требования к
начальнику отдела кадров. Она понимала изменившуюся ситуацию и, конечно же,
стремилась взрастить себе замену. Понимала и то, что только доморощенный кадр
сможет работать полноценно в творческом коллективе. Приметила молодую девчушку
Аиду, которая работала в приемной. Была она исполнительной и добросовестной,
эти качества очень нравились Нелле Александровне и решила взять её под своё
крылышко. Аида быстро всё схватывала и вот в 2007 году Нелля Александровна ушла
на пенсию. Аида заменила её, став
начальником отдела кадров театра. Сегодня можно сказать — достойная ученица
достойного учителя!
Как говорится, всему своё время! Сегодня
Нелля Александровна лишь в мыслях возвращается в свой театр, лишь в
воспоминаниях проплывают родные и близкие лица актеров тувинской и русской
трупп, директоров, инженеров, художников, гримеров, осветителей, швей,
монтировщиков, костюмеров, гардеробщиц, контролеров, вахтеров… В свою очередь и
они все помнят спокойную и доброжелательную Неллю Александровну, которая
искренне старалась поддержать и помочь, подсказать, объяснить, поправить и
оказать содействие в решении каких-то проблем… Помнят и организации столицы,
уполномоченные которых соприкасались по работе с этой замечательной труженицей.
Помнят её компетентность, а главное умение общаться и вести переговоры.
С большой благодарностью и любовью
вспоминают Неллю Александровну доморощенные кадры театра — Надежда Торлуковна
Оюн и Валентина Баировна Саая. Она оказывала им поддержку в трудные минуты и помогала в семейной жизни. Согласитесь, не
все начальники отделов кадров знали своих сотрудников вне рабочей деятельности.
Нелле Александровне была присуще черта — на уровне интуиции чувствовать душу
каждого сотрудника. Не навязывалась на откровения — все сами шли к ней со
своими проблемами и жизненными неурядицами. Но были моменты, когда ей самой
приходилось вмешиваться и утрясать внутреннее состояние человека.
Надежда Торлуковна пришла на работу
в 35-летнем возрасте, после смерти мужа, с детьми на руках… Нелля Александровна
приняла посильное участие в её жизни, трудоустроила многодетную мать в
гардероб. А сейчас работает заведующей складом театра.
Валентина Баировна пришла в театр
совсем молодой девчушкой. Впервые соприкоснулась с волшебным миром театра благодаря
старшему брату Чадамба Баировичу и его супруге Дарый Чульдумовне Монгуш. Они уже
работали в актерском составе по окончании ЛГИТМИКа. Здесь же в театре Валентина
создала свою семью, её муж Борис работал монтировщиком сцены. Народили театральных детей. Всякое случалось в жизни…
но Валя всегда чувствовала ненавязчивое внимание, поддержку Нелли
Александровны.
Много лет работала Валентина в
реквизиторском цехе, заведующей которым была Лидия Петровна Попова. Сама Лидия
Петровна тоже более 45 лет трудилась в театре, здесь же в электроцехе работал
её муж, Константин Попов. В театре
родилась дочь, которая впоследствии стала Заслуженной актрисой РТ. Это Ольга Константиновна Кузина.
И таких много в ТЕАТРЕ… Они
десятилетиями своим бескорыстным трудом выражали свою ЛЮБОВЬ ТЕАТРУ. Они служили и служат его Величеству ТЕАТРУ
трепетно, верно, надежно и преданно, как Нелля Александровна Фокина.
В связи с юбилеем мы
желаем Нелле Александровне Фокиной доброго здравия и говорим СПАСИБО за Ваш
труд!