В Тувинском национальном музыкально-драматическом театре, после большого юбилея — 80-летия, многое кардинально меняется. Не думаю, что все было заранее запланировано, за много лет. Значит, «время пришло», как говорят часто писатели: появилась целая плеяда режиссеров, новые редакторы–переводчики, начинающие писать пьесы, готовятся художники, выпускается актерская студия, даже книга рецензий автора этой статьи была издана совместными усилиями Тувинского отделения СТД, театра и министерства культуры, за что отдельное спасибо. Время относительного затишья и раздумий для коллектива прошло, мы на пороге нового взрыва интереса к театру. Как много лет назад, очень верю в это.
Все должно происходить вовремя. В 1990-х и нулевых годах этого века во всех регионах, особенно в национальных республиках, происходил мощный процесс поиска и осознания самоидентификации как народа, так и личности. Творческие деятели в этом поиске обращались к прошлому, как показала история человечества, такой путь самый продуктивный. Вопросы: кто мы, зачем мы здесь, были самыми важными. Кто хотел что-то понять, тот понял. Жители республики многое узнали об истории, это можно подтвердить и небывалым интересом к научной исторической и культурологической литературе: у многих на книжных полках появились книги: семитомник «Урянхай. Тыва дептер», трехтомник «История Тувы» и другие. И, главное, их читают.
Главный режиссер театра Алексей Ооржак внес огромный вклад в этот процесс изучения и переосмысления тувинским народом своей истории, спектакли «Культегин», новая версия «Хайыраан бота» в форме легенды «Кара и Седип», «Кто ты, Субудей?», «Вернись, мой друг, вернись!» и другие стали в свое время откровением, открытием! И это направление успешно развивается и сейчас, что показывает небывалый интерес как публики, так и искусствоведов к спектаклю Сайдаша Монгуша «Чадаган».
Однако в настоящий период на первый план выходят проблемы нравственности, вопросы этики. Новый спектакль «Останусь» по пьесе Татьяны Муллер «Все просто, господа!» режиссера Марины Идам также в этом «великом потоке», захватившем все человечество. По сюжету пять собак попадают в приют для животных, и если их не забирают в течение пяти дней, их лишают жизни.
Пять главных героев и двое старых — Дружок и Барбос— это семь разных характеров и судеб. Театр заявил спектакль как драму, но ближе он к жанру трагикомедии, поскольку требует по пьесе самых высоких нот как комедии, так и трагедии. Интересные образы, пусть и роли второго плана, создали Орлан Оюн и Айдыс Шойгу, показав, как по-разному ведут себя люди перед лицом смерти, можно бороться до последнего, а можно сдаться. Очень скупыми штрихами, говоря тихо, почти шёпотом, без театральных штампов–криков, вскинутых кверху рук, очень спокойно и точно рисуют линию своей роли. Это говорит о высоком уровне профессионализма актеров, способных играть серьезные большие роли, хорошо бы из классики. Они не переносят созданные ими образы, пусть и удачные, из одного спектакля в другой, как это, к сожалению, делают многие молодые артисты театра.
Шенне Шоюн в роли собаки–простушки по имени Жилка, очень трогательна. Сразу узнается тип доброго и преданного человека, способного на поступок. Эта роль, безусловно, большая удача актрисы! За ней хочется постоянно наблюдать, она продуманно и бережно произносит текст, что делают опять же не все исполнители спектакля.
Элементы явного переигрывания есть у Олимпиады Чывырал, сыгравшей здесь несколько ролей, но в каждой ее самой очень много, надо убирать себя и играть образ. Чечек Монгуш, Надежда Ооржак, Саян Монгуш, Мерген Хомушку и Айдын Бады-Саган играют хорошо, но мы видели уже их в подобных ролях, поскольку они не играют, а больше показывают, как они могут представить свою роль, по сути, они играют себя со своими характерами, привычками, ужимками.
А ведь для каждого из них это могла быть не просто проходная роль в перечне сыгранных, а откровением. Зритель не должен с первой минуты по интонации, походке узнавать исполнителя. Безусловно, в этом есть и ответственность режиссера: Марина Идам пригласила актеров, много занятых в других постановках, вероятно, они просто не успевают работать над ролью глубоко и серьезно. Понятно, что в любом театре складывается группа востребованных артистов, иногда и не оправданно, постоянно играющих практически во всех спектаклях. Это с одной стороны хорошо, зритель идет на них. Но и плохо, у них появляются штампы, от которых трудно будет избавиться.
В целом все же хочется поздравить режиссера с новой постановкой. Она совсем не провокационная, как заявлялось в анонсе спектакля. Она очень важная для театра, которому необходимы именно сейчас серьезные, пусть дешевые по костюмам и декорациям, но глубокие по смыслу, ставящие важные этические вопросы, о которых должен думать каждый нормальный человек.
В постановке появились новые персонажи. Это и достаточно узнаваемая, к сожалению, молодая особа, которая рожает детей от разных мужчин, не задумываясь о будущем — своем и своих детей. И персонаж, потерявший всякий смысл жизни после смерти любимой. Они не стали диссонансом, органично влились в спектакль, в этом также заслуга и удача режиссера.
Возможно, стоило бы его доработать, более точно определив жанр. Мюзикл тоже имеет шансы стать его жанром, но для этого хорошо бы усилить музыкальную часть. Пока это все же пластические и песенные номера, иногда они кажутся даже несколько затянутыми и отвлекающими от основного действия.
Очень хотелось, чтобы спектакль увидели все старшеклассники и студенты Кызыла и районов республики, а для этого нужна воля и желание руководителей министерства образования.
Это знаковый для Тувы спектакль. И надо сделать все, чтобы он жил долго на сцене театра и стал его достоянием.
Айлана КУЖУГЕТ, Тувинская правда
театральный критик
Все должно происходить вовремя. В 1990-х и нулевых годах этого века во всех регионах, особенно в национальных республиках, происходил мощный процесс поиска и осознания самоидентификации как народа, так и личности. Творческие деятели в этом поиске обращались к прошлому, как показала история человечества, такой путь самый продуктивный. Вопросы: кто мы, зачем мы здесь, были самыми важными. Кто хотел что-то понять, тот понял. Жители республики многое узнали об истории, это можно подтвердить и небывалым интересом к научной исторической и культурологической литературе: у многих на книжных полках появились книги: семитомник «Урянхай. Тыва дептер», трехтомник «История Тувы» и другие. И, главное, их читают.
Главный режиссер театра Алексей Ооржак внес огромный вклад в этот процесс изучения и переосмысления тувинским народом своей истории, спектакли «Культегин», новая версия «Хайыраан бота» в форме легенды «Кара и Седип», «Кто ты, Субудей?», «Вернись, мой друг, вернись!» и другие стали в свое время откровением, открытием! И это направление успешно развивается и сейчас, что показывает небывалый интерес как публики, так и искусствоведов к спектаклю Сайдаша Монгуша «Чадаган».
Однако в настоящий период на первый план выходят проблемы нравственности, вопросы этики. Новый спектакль «Останусь» по пьесе Татьяны Муллер «Все просто, господа!» режиссера Марины Идам также в этом «великом потоке», захватившем все человечество. По сюжету пять собак попадают в приют для животных, и если их не забирают в течение пяти дней, их лишают жизни.
Пять главных героев и двое старых — Дружок и Барбос— это семь разных характеров и судеб. Театр заявил спектакль как драму, но ближе он к жанру трагикомедии, поскольку требует по пьесе самых высоких нот как комедии, так и трагедии. Интересные образы, пусть и роли второго плана, создали Орлан Оюн и Айдыс Шойгу, показав, как по-разному ведут себя люди перед лицом смерти, можно бороться до последнего, а можно сдаться. Очень скупыми штрихами, говоря тихо, почти шёпотом, без театральных штампов–криков, вскинутых кверху рук, очень спокойно и точно рисуют линию своей роли. Это говорит о высоком уровне профессионализма актеров, способных играть серьезные большие роли, хорошо бы из классики. Они не переносят созданные ими образы, пусть и удачные, из одного спектакля в другой, как это, к сожалению, делают многие молодые артисты театра.
Шенне Шоюн в роли собаки–простушки по имени Жилка, очень трогательна. Сразу узнается тип доброго и преданного человека, способного на поступок. Эта роль, безусловно, большая удача актрисы! За ней хочется постоянно наблюдать, она продуманно и бережно произносит текст, что делают опять же не все исполнители спектакля.
Элементы явного переигрывания есть у Олимпиады Чывырал, сыгравшей здесь несколько ролей, но в каждой ее самой очень много, надо убирать себя и играть образ. Чечек Монгуш, Надежда Ооржак, Саян Монгуш, Мерген Хомушку и Айдын Бады-Саган играют хорошо, но мы видели уже их в подобных ролях, поскольку они не играют, а больше показывают, как они могут представить свою роль, по сути, они играют себя со своими характерами, привычками, ужимками.
А ведь для каждого из них это могла быть не просто проходная роль в перечне сыгранных, а откровением. Зритель не должен с первой минуты по интонации, походке узнавать исполнителя. Безусловно, в этом есть и ответственность режиссера: Марина Идам пригласила актеров, много занятых в других постановках, вероятно, они просто не успевают работать над ролью глубоко и серьезно. Понятно, что в любом театре складывается группа востребованных артистов, иногда и не оправданно, постоянно играющих практически во всех спектаклях. Это с одной стороны хорошо, зритель идет на них. Но и плохо, у них появляются штампы, от которых трудно будет избавиться.
В целом все же хочется поздравить режиссера с новой постановкой. Она совсем не провокационная, как заявлялось в анонсе спектакля. Она очень важная для театра, которому необходимы именно сейчас серьезные, пусть дешевые по костюмам и декорациям, но глубокие по смыслу, ставящие важные этические вопросы, о которых должен думать каждый нормальный человек.
В постановке появились новые персонажи. Это и достаточно узнаваемая, к сожалению, молодая особа, которая рожает детей от разных мужчин, не задумываясь о будущем — своем и своих детей. И персонаж, потерявший всякий смысл жизни после смерти любимой. Они не стали диссонансом, органично влились в спектакль, в этом также заслуга и удача режиссера.
Возможно, стоило бы его доработать, более точно определив жанр. Мюзикл тоже имеет шансы стать его жанром, но для этого хорошо бы усилить музыкальную часть. Пока это все же пластические и песенные номера, иногда они кажутся даже несколько затянутыми и отвлекающими от основного действия.
Очень хотелось, чтобы спектакль увидели все старшеклассники и студенты Кызыла и районов республики, а для этого нужна воля и желание руководителей министерства образования.
Это знаковый для Тувы спектакль. И надо сделать все, чтобы он жил долго на сцене театра и стал его достоянием.
Айлана КУЖУГЕТ, Тувинская правда
театральный критик