Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 22 декабря 2024 г.
4 июня 2017 Тува. Общество

В Национальном музее Тувы работает выставка «Оживший камень Хертека Тойбухаа»

Тувинская правда

В Национальном музее Тувы работает выставка «Оживший камень Хертека Тойбухаа»В Национальном музее РТ продолжается экспонирование выставки «Оживший камень Хертека Тойбухаа», на которой представлено 122 камнерезных произведения, две работы из гранита, документы, дипломы, грамоты, семейные фотографии народного мастера. На открытии многие выступавшие откровенно, тепло отзывались о знаменитом резчике, известном мастере на все руки.
 
Выдающийся камнерез Тувы, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, народный художник Тувинской АССР, лауреат Государственной премии Тувинской АССР Хертек Коштаевич Тойбухаа по праву считается одним из основоположников современного камнерезного искусства Тувы. Многие его произведения стали классическими шедеврами народного искусства нашей республики. Его пластическое творчество продолжает династия резчиков, сыновей и внуков Тойбухаа. Есть преемственность.
 
Он родился 1 января 1917 года в местечке Коп-Сок Бай-Тайгинского хошуна в многодетной семье простого арата-скотовода. В детстве он видел, как работают старые народные мастера над изделиями из дерева и чонар-даша (агальматолита). Этот процесс творения и конечный результат — прекрасные фигурки животных — глубоко вошли в память мальчика. По совету народного мастера Кужугета Дуктуг-оола маленький Тойбухаа стал учиться вырезать фигурки животных, сначала из коры тополя и мягкого дерева, затем из камня — агальматолита.
 
Трудолюбие — это главное качество сельского труженика, оно всегда сопутствовало и помогало в жизненном и творческом пути начинающего народного мастера, работавшего тогда разнорабочим, столяром, стекольщиком. Только в 1935 г. Хертек Тойбухаа закончил месячные курсы фельдшера-ветеринара в поселке Кызыл-Мажалыке и стал работать в родном селе Кызыл-Даге ветеринарным санитаром. И все молодые годы он не бросал любимого занятия — резьбы из камня фигурок животных, игрушек и шахмат, которые были сделаны с незаурядным мастерством. Поэтому еще в 1934 г. Министерство культуры Тувинской Народной Республики заказало ему 15 партий тувинских шахмат и русских шашек для хошунных школ и пионерских лагерей.
 
Хертек Коштаевич более 30 лет проработал ветеринаром в родном Кызыл-Даге, избирался председателем Кызыл-Дагского сельского совета, с 1949 г. стал участвовать в областных, краевых, зональных, всероссийских художественных выставках. В 1964 г. принят в члены Союза художников СССР.
 
Первые работы молодой мастер изготавливал по частным заказам, которые за давностью лет не сохранились. Поэтому трудно судить о его первоначальном стиле и технике резьбы. Но круг тематики сюжетов Хертека Тойбухаа остался традиционным, как у многих народных мастеров, — это кони, горные козлы, верблюды, сарлыки, овцы, быки, мифические арзланы и тувинские шахматы. Рано встав на творческий путь, молодой резчик стал ощущать необходимость совершенствования навыков. Важную роль в становлении камнерезного искусства в Туве сыграл Дом народного творчества, созданный в 1948 г. писателем С. Б. Пюрбю и замечательным художником В. Деминым, который находил старых резчиков, приглашал их участвовать в выставках, проводить семинары по обмену опытом и мастерством.
 
В фондах Национального музея РТ хранятся малые скульптуры Х. К. Тойбухаа, поступавшие с 1952 г. Они представляют собой, в основном, одиночные фигуры животных (олень, козел, баран, несколько тувинских шахмат), даже небольшой бюст И. Сталина. Они изображены, в основном, традиционно в статичных позах, без динамического движения с фронтальным показом фигуры.
 
В конце 1950-х — начале 1960-х годов Хертек Тойбухаа ищет новые композиционные приемы, усложняет сюжетные постановки, придает фигурам определенное движение, тем самым как бы оживляя скульптурные группы. В этих новаторских приемах выполнены многие работы, среди которых выделяются «Тувинец и тувинка в национальных одеждах», 1956, «Чабан-женщина на лошади», 1960, «Сакманщица», 1961. В эти же годы он создает замечательную этнографическую серию из жизни аратов-скотоводов. Примером тому служат композиции «Тува до 1945 года», 1959, «На санях», 1952, «Дойка сарлыка», 1959, «Пастушки», 1962. Как художник-оформитель, Х. К. Тойбухаа выполнил скульптурные композиции для диорам — «Разведчики 60-ти богатырей», 1959 и «Тувинская юрта», 1959, находившиеся в постоянной экспозиции старого музея РТ.
 
Как потомственный скотовод и опытный охотник, как ветеринар Хертек Коштаевич знает пластику движений, анатомию, повадки домашних и диких животных. В 1960-е гг. он создает много пластических изображений верблюдов, горных козлов, сарлыков, коней, мифических драконов, архаров, также скульптурные композиции — «Танец», 1969, «Бой быков», 1960, «Укрощение коня», 1971, «Коза с козленком», 1962. Среди них выделяется скульптура «Маралуха с детенышем», 1963, раскрывающая тему материнства. Молодая олениха кормит детеныша, повернув голову, чутко вслушивается в таежное пространство. Позднее эта анималистическая композиция была исполнена из бетона в увеличенном монументальном виде на автотрассе Кызыл — Абакан возле въезда в столицу нашей республики.
 
Х. К. Тойбухаа — первый из народных мастеров-камнерезов еще с 1957 г. стал вести кружок камнерезного искусства при средней школе села Кызыл-Дага, позднее его примеру последовали другие ведущие резчики Тувы.
 
Хертек Тойбухаа первый увидел зачатки и большое стремление к пластическому творчеству у скромной Раисы Аракчаа. Он напутствовал одаренную женщину на нелегкий творческий труд камнереза. Позже Р. А. Аракчаа, благодаря своему трудолюбию, достигла больших высот в изготовлении каменных скульптур и завоевала признание в изобразительном искусстве на Всероссийском уровне.
 
В 1965 г. Х. К. Тойбухаа и ряд ведущих резчиков Тувы вместе с Сергеем Кончуковичем Ланзы приняли участие в I Съезде художников, в создании самостоятельной творческой организации — Союза художников Тувинской АССР.
В 1970-е годы Хертек Тойбухаа продолжает плодотворно работать, создавая малые скульптуры животных, всадников, буддийских бурганов, пограничника и бюст С. К. Токи, поражающий схожестью и жизненным реализмом. Также он первый из народных мастеров стал ваять из гранита станковые скульптуры — «Лежащий козерог», 1971, «Портрет добровольца Салчака Данзын-оола», 1971 — 1973, «Портрет С.К. Токи», 1977.
 
Лучшие камнерезные произведения Х. К. Тойбухаа экспонировались на крупнейших художественных смотрах. Таких, как «Сибирь социалистическая», «Советская Россия», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «По родной стране», «Анималисты России», «Скульптура малых форм», в зарубежных странах — Чехословакии, Румынии, Монголии.
 
За большой вклад в развитие тувинского и российского изобразительного искусства Хертеку Коштаевичу Тобухаа присвоены почетные звания «Заслуженный работник культуры Тувинской АССР», 1968, «Заслуженный художник РСФСР», 1970, «Народный художник Тувинской АССР», 1977. В 1971, 1972 годах соответственно присуждены Государственные премии Тувинской АССР и РСФСР им И. Е. Репина.
 
Талантливый мастер, в совершенстве владея пластическим искусством резьбы по агальматолиту, с полной отдачей и большим воодушевлением обучил сыновей Дондука, Александра и множество молодых камнерезов, многие из которых стали известными резчиками, членами Союза художников России со своим индивидуальным творческим почерком. Среди его учеников выделялись Когел Саая, Сергей Ооржак, Олчат-оол Серен-Чимит, Чечен-оол Байыр-оол, Владимир Салчак, Киров Хунан и другие.
 
Х. К. Тойбухаа в конце жизни стал замечательным мастером пластической композиции, применяя к ней принципы станковой скульптуры. Его четкая, уверенная резьба, пластическая обработка фигур близка к реалистической трактовке, без излишнего декора, применяя только тонкую моделировку отдельных объемов малых скульптур.
 
Пластическое искусство Хертека Тойбухаа — это история зарождения и становления яркого самобытного творчества народного камнереза. Мастера, знавшего лучшие качества традиционной тувинской скульптуры и развившего новые темы, сюжеты в современной скульптурной композиции изобразительно искусства РТ. Его имя присвоено одной из лучших художественных школ в регионе — ДХШ в поселке Тээли Бай-Тайгинского района. Его именем названа Государственная премия Председателя Правительства РТ в области декоративно-прикладного и народного искусства в 2005 году.
 
В фондах Национального музея РТ хранится более 100 скульптурных произведений Хертека Тойбухаа, выполненных из дерева, кости, гранита и агальматолита. Все они составляют народную сокровищницу классического камнерезного искусства Тувы. Многие его скульптуры приобретены музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Барнаула, Красноярска, Новосибирска.
 
В Доме народного творчества состоялся республиканский конкурс по декоративно-прикладному искусству по разным возрастным номинациям и благотворительный концерт известных артистов республики, посвященный 100-летнему юбилею выдающегося народного мастера. Особое внимание было уделено сыну Тойбухаа заслуженному художнику РСФСР, лауреату Государственной премии Республики Тува Дондуку Дойбухаа. Ему торжественно вручили награду за достойное воплощение народных традиций отца в современном камнерезном искусстве РТ.
 
искусствовед, заслуженный работник культуры Российской Федерации

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта