Уважаемые читатели, дорогие коллеги! С большой
радостью и гордостью представляем вам новый номер нашего журнала, посвященный
этномузыковедческим вопросам — № 2 за 2017 год.
Ответственным
редактором номера выступила доктор культурологии Валентина Сузукей (Тувинский
институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований,
Россия), консультировал доктор Теодор Левин (Дартмаус колледж, США).
Статьи номера показывают
значительный спектр исследовательских проблем и их решений, опубликованы также эссе,
освещающие вопросы распространения тувинской музыки на современную музыкальную
культуру мира.
Номер открывает статья д-ра культурологии Валентины Сузукей
(ТИГПИ). Автор рассматривает некоторые базовые параметры тувинской
музыкальной культуры, сохраняющие системную целостность в звуковой структуре. В
советское время унификация культуры на всей территории СССР была ориентирована
исключительно на европейскую модель развития музыкального творчества без учета
специфики этнических культурных практик. В настоящее время уменьшается число
носителей традиционной культуры устно-слухового типа, увеличивается число
выпускников музыкальных школ, училищ, консерваторий и университетов, академий
культуры и искусств, воспитанных не на традиционных ценностных ориентирах. В
тувинскую музыкальную практику активно внедряется академическая терминология и
привносятся не свойственные критерии оценок и термины. Но тувинская культура
была принципиально устной и выработала свою систему звукового строя, механизмы
и методы бесписьменной передачи знаний. Но эти народные методы, пишет Валентина
Юрьевна, до сих пор остаются малоизученными. Она утверждает, что система
организации тувинской инструментальной музыки специфична и выступает основой,
которая придает необычность звучанию музыкальных инструментов и хоомея
(горлового пения). Характерный тембр и неповторимый колорит их звучания
обеспечивается своеобразной системой бурдонно-обертоновых звуковых соотношений.
В статье упоминаются получившие широкое распространение в мире методы: методика
немецкого композитора Карла Орфа, основу которой составляет
импровизационное музицирование; методика японского скрипача Шиничи Судзуки,
основанная на подражании; методика безнотного обучения музыкальной Академии им.
Я. Сибелиуса в Хельсинки и др.
Доктор Марк ван Тонгерен, независимый исследователь из
Нидерланд, ныне проживающий и работающий в Тайване, посвятил свою статью
исследованию особенностей стиля горлового пения тувинского певца Максима Дакпая
(1921–1993), известного исполнителя сыгыта. Анализ выполнен на примере одной из
песен, которую исполнял Дакпай «Каралаңны берем эжим» («Дай мне твоего
Вороного, друг мой»). Песня была записана фирмой «Мелодия» в 1968 г.,
впоследствии размещена в архиве сайта Культурный капитал А. Ломакса. Автор
представляет доказательства того, что Дакпай умело исполнял текст одновременно
с обертоновой мелодией, и что певец сознательно использовал такую гармонику (11
обертон), которую избегают большинство исполнителей хоомея. Автор также
анализирует ряд мелодических моделей, которые являются общими в Туве, но имеют
в творчестве Дакпая уникальный вид. В полной версии статьи читатели могут
изучить сонограммы, а также прослушать запись, перейдя по ссылкам на архив А.
Ломакса.
Доктор Роберт Бирс из Университета Питтсбурга (США) сделал
большой обзор развития музыкальной культуры Тувы в постсоветское время,
проследив основные тенденции, начиная с распада советского государства и началу
гастролей фольклорных музыкантов Тувы за рубеж. Представляя богатую
традиционную музыкальную культуру своего региона, они сталкивались с новыми
возможностями и интересами, с новой экономикой и аудиторией. Исследуется
взаимосвязь идеологии, эстетики и ряда других факторов, что отразилось на
создании тувинской «традиционной музыки» и «мировой музыки» в 1980-х и 1990-х
гг. Стремления заинтересованных групп и авторов, которые были вовлечены в
процесс переосмысления эстетики традиционной музыки Тувы, были разными и не всегда
совместимыми. Но их совместные усилия повлияли на отказ от фольклорных моделей,
возникших в советский период, как чересчур искусственных, и принятие моделей
мировой музыкальной индустрии как лучше представляющих «аутентичность»
тувинских музыкальных практик. Описываются некоторые эстетические решения,
которые подводят фундамент под этнографические записи звукомузыкальных практик
в Туве, которые были созданы во время перестройки и получили широкое
распространение в Европе, Северной Америке и Японии. Исследуется международная
аудитория и формирование групп единомышленников.
Докторант из Эдинбургского университета Великобритании Малгожата
Стельмашик описывает особенности шаманской
практики Тувы, которые она наблюдала, побывав в республике. В качестве
особенностей шаманского ремесла она отмечает отсутствие трансовых состояний, в
которые могут впадать шаманы. В качестве неотъемлемых элементов шаманского
репертуара автор анализирует значение звука и музыки.
Максим Шапошников, музыкальный продюсер, редактор отдела World Music на радиостанции Concertzender г. Утрехт (Нидерланды) в своем
эссе представил авторские наблюдения о процессе вхождения тувинской музыки в
World Music — нишу мировой музыкальной культуры с этническим колоритом. Автор
был свидетелем пробуждения интереса к традиционной музыкальной культуре в Туве
и России, а также процесса глобализации тувинской музыки. Он ставит цель
осмыслить эти перемены и выяснить, как они повлияли на саму традиционную
музыку, на хоомей. Автор, также как и д-р Р. Бирс, прослеживает тенденции с
конца советского времени, когда в период перестройки и процесса национального
возрождения традиционность стала восстребованной. В Туве стали проводиться
симпозиумы, фестивали, на которых самодеятельные исполнители выступали наравне
с профессиональными. Рыночный интерес к хоомею пришел извне. Резкий рост
интереса к феномену World Music ознаменовался знаковым интересом к феномену
горлового пения и обертоновой музыки и развитие тувинской музыки с этого
времени стало тесно связано с западным музыкальным рынком. Автор рассматривает
особенности таких групп, как «Хун-Хурту», «Ят-ха» и др., и отмечает, что
ценность тувинской музыки не столько в звездах, покоривших небосклон западного
рынка, сколько в образовании стабильного сообщества людей, вдохновленных этой
музыкой и культурой, ищущих новые пути эстетического и духовного
мировосприятия. К статье М.
Шапошникова прилагаются аудиофайлы, записанные автором, они расположены во
вкладке «Инструменты для статьи» — «Дополнительные файлы», их можно загружать и
прослушивать.
Музыковед Мортен Абилдснес (Финляндия) занят кропотливой работой
по составлению дискографии тувинской музыки ХХ века. В своей статье он
представил направления систематизации дискографии и анонсирует проект
«Тувинская музыка на компакт-дисках» к последующему отдельному изданию. Цель
проекта — дать всем интересующимся, в том числа самим тувинцам, обзор
распространения тувинской музыки по миру. Дискографию автор начинает с записей
тувинской музыки на семи пластинках Московской фабрики звукозаписи 1934 г.
Полная дискография компакт-дисков охватывает диски, изданные за пределами
Республики Тыва — в Западной Европе, в США, а также в Москве. Самая большая
дискография всех тувинских артистов, как отмечает автор, у Саинхо Намчылак. У
групп «Хун-Хурту», «Ят-Ха» есть много изданий, и собственные, и совместные
компакт-диски. Кульминация коммерческого интереса к тувинской музыке
выразилась в издании одной из самых больших фирм грамзаписи мира Warner Bros
сольного компакт-диска Конгар-оола Ондара в 1999 г. В последующие годы
количество новых компакт-дисков тувинского содержания падает.
Лео Тадагава, председатель Японской Ассоциации
Коукин (Варган), преподаватель Института Этномузыкологии Токийского Колледжа
Музыки рассказывает о своем знакомстве с тувинской музыкой, которое
состоялось в 1991 г. Среди других этномузыкальных групп из разных регионов
России и стран СНГ группа из Тувы, пишет он, отличалась особой техникой
исполнения на хомусе (варгане) и сопровождением музыки горловым пением. Один из
участников группы Геннадий Чаш стал учителем горлового пения для автора,
который впоследствии побывал в Туве, познакомился с тувинскими музыкантами и
этномузыковедами. Автор стал постоянным гостем музыкальных симпозиумов в Туве и
обратился к исследованиям особенностей исполнения тувинцами на хомусе, а также
выступил сопродюсером выпуска компакт-диска с аудиозаписями (2013). Л. Тадагава
пишет об использовании хомуса шаманами в шаманской практике, обращается к
этнографическим работам российского ученого Севьяна Вайнштейна по шаманским
обрядам, видеосъемкам по следам его этнографической экспедиции, а также
анализирует собственные наблюдения.
Особенности тувинской музыки интересуют также
научного сотрудника Национального Университета Чжэнчжи (Тайвань) Шень-Моу Сюй.
Он пишет, что музыка является неотъемлемой частью практически всех человеческих
культур во все времена, выполняет множество социальных и познавательных функций
в обществе. Анализ он выполняет на примере горлового пения тувинцев, которое,
по его мнению, выражает общественные связи, показывает эмоции исполнителей и
сопровождает религиозные ритуалы. Признание и постижение общественных и
познавательных аспектов музыки, считает исследователь, могут обеспечить лучшее
понимание природы горлового пения.
Саули Хейкилля, музыкант, основатель Ассоциации горлового пения
Финляндии (1997), рассказывает о появлении в Финляндии объединения людей,
практикующих горловое пение, и особенностях их обучения. Он повествует о своих
собственных музыкальных увлечениях и о поворотном для себя 1995 г., когда
побывал на недельном семинаре музыканта Бориса Салчака из Тувы. Спустя два года
он и другие увлеченные тувинским хоомеем основали Ассоциацию горлового пения,
начали организовывать фестивали с приглашением тувинским певцов и курсы
обучения горловому пению. Автор пишет о сотрудничестве с известными тувинскими
исполнителями, а также исследователями горлового пения из США, Нидерландов, Великобритании,
Италии и др. Он рассказывает о своих курсах обучения горловому пению и делится
наблюдениями о мотивах своих учеников, об особенностях их обучения, об
адаптивности методики в зависимости от желаний и намерений обучающихся.
Еще один музыкант пошел дальше всех в освоении не только
горлового пения, но и тувинского языка, тувинского образа жизни. Шон Куирк
родился и вырос в США. В 2003 г. впервые приехал в Туву с целью изучения
тувинского горлового пения, культуры и языка. Был учеником многих известных
хоомейжи Тувы. Впоследствии вернулся в Туву, продолжил совершенствовать свое
исполнение хоомея. Работал музыкантом Тувинского Национального оркестра. В
совершенстве освоил тувинский язык. В 2008 г. ему присвоено звание «Заслуженный
артист Республики Тыва». С 2015 г. работает специалистом-артистом в Центре
развития тувинской традиционной культуры и ремесел, выступает в составе
Национального оркестра Тувы. С 2006 г. стал менеджером тувинской фольклорной
группы «Алаш». Много концертных выступлений им было организовано в учреждениях
образования (в школах и колледжах) Америки. В своей статье автор описывает
реакцию людей, которые впервые в своей жизни сталкиваются с тувинской музыкой и
какой ошеломляющий эффект производит на них тувинская музыка. Его антропологические
наблюдения представляют чрезвычайный интерес для таких наук, как музыковедение,
культурная антропология, психология, культурология и т. д.
Еще один автор — также музыкант, который приехал из своей страны
в Туву и остался жить и работать в республике, подпав под очарование тувинской
музыки. Это выпускница-филолог Университета Вако из г. Токио Мао Терада. Она
впервые услышала тувинскую музыку в 1999 г. на компакт диске всемирно
известной группы «Хун-Хурту». Начала учиться исполнять хоомей. В 2000-х годах
приезжала в Туву для участия в музыкальных фестивалях, а с 2006 г. осталась
здесь для изучения музыкальных традиций. Автор наблюдает, что музыкальная жизнь
Тувы не стоит на месте, а постоянно развивается. В статье делится результатами
своих личных наблюдений и своими интересными соображениями о том, как и в какую
сторону развивается тувинская музыка на современном этапе.
Кандидат филологических наук Оюмаа Саая (ТИГПИ) представила лингвистический анализ поэтических текстов современных
тувинских песен. Автор задалась целью выявить, какие языковые средства,
функциональные стили и какую лексику используют современные авторы эстрадных
песенных стихов; исследование также позволит раскрыть влияние современных
мировых модных течений на песенное искусство в лингвистическом отношении.
Психолог Республиканского центра развития
профессионального образования Тувы Анна Сандый обратилась к исследованию
психологических особенностей профессиональной деятельности тувинских
музыкантов. Она опросила музыкантов Центра развития традиционной тувинской
культуры и ремесел, Национального оркестра Республики Тыва и самодеятельных
исполнителей хоомея (31 чел.), использовав методику акмеологических
исследований. Автор проанализировала факторы, тормозящие процесс развития
исполнительского, импровизационного мастерства и образовательного уровня,
рассмотрела вопросы профессиональной готовности тувинских музыкантов к
новациям.
Кандидат искусствоведения Аясмаа Баранмаа рассматривает ладовую
сторону музыкального языка песенного фольклора тувинцев. Автор анализирует
действие принципа составности в ладозвукорядах тувинских народных песен.
Материалом для анализа послужили нотные расшифровки традиционных тувинских
песен, опубликованные в ряде изданий российских музыковедов. В результате анализа
автор выявила, что тувинские традиционные песни базируются обычно на двух- или
трехзвенных составных звукорядных структурах. Это существенно обогащает
содержательный аспект процесса: усложняются типы связей между звуками, материал
становится еще более глубоким, компактным и цельным.
Кандидат искусствоведения из Института филологии СО РАН (г.
Новосибирск, Россия) Екатерина Тирон представила историю собирания тоджинского
песенного фольклора, охарактеризовала состояние научных исследований предмета к
настоящему времени, а также тезисно показала результаты своих исследований в
Тодже, которые проводила с 2003 г. Специальное исследование тоджинских песен
автора направлено на дифференциацию жанров ыр и кожамык. Жанры, составляющие
ядро песенной традиции, по мнению автора, образуют своего рода оппозицию и
представляют два способа реализации лирической традиции у тувинцев-тоджинцев.
Несмотря на общетипологическое сходство, каждый из жанров обладает выраженной
спецификой, которая проявляется как на семантическом, так и на структурном
уровнях. Автором проанализированы представления носителей традиции, народная
терминология, дана тематическая характеристика поэтических текстов, описана
система стихосложения, слогоритмическая и звуковысотная организация народных
песен тувинцев-тоджинцев. В статье упоминаются осуществленные и планирующиеся
проекты, направленные на изучение, сохранение и популяризацию уникального
песенного фольклора тувинцев-тоджинцев.
Таким образом, номер целиком посвящен специальной теме и
представляет широчайшую палитру как географии авторов, так их авторских
подходов к современной музыкальной жизни Тувы. Половина статей публикуется на
русском языке, половина — на английском.
Мы сердечно благодарим наших авторов, редакторов номера и
надеемся, что номер будет интересен и полезен не только специалистам, но и
широкому кругу читателей.
Выражаем признательность фотографу из Люблина Дороте Беляк,
которая любезно предоставила для нашего издания одну из своих фоторабот с
концертного выступления группы «Хун-Хурту». На фото — Алексей Сарыглыр.
С данного номера статьям журнала присваиваются DOI (международные цифровые
идентификационные номера).