Для чаданцев, жителей одного
из пяти городов республики Тува, фестиваль «Устуу-Хурээ», бесспорно, является
одним из главных событий года. Половина населения (а это около четырёх тысяч
человек) стекается на вечерние выступления местных коллективов (Хартыга,
Чангы-Хая) и приезжих знаменитостей (таких, как Элвин Джонсон или Игорь
Бутман). Чаданцы с удовольствием заводят новые знакомства, обмениваются
контактами и являются одними из самых благодарных слушателей. Но вот фестиваль
подходит к завершению, гости гасят костры, собирают палатки, и акт культурного
взаимообмена фактически заканчивается.
Первое хоть в какой-то степени объективное представление о том, как на самом деле живёт малая родина Сергея Шойгу, я получила от Игоря Дулуша, одного из организаторов фестиваля. Его слова, обращённые к нам у шаманского костра после обряда на хорошую дорогу, дали понять, насколько изолирован этот край. Коммуникация с другими частями страны развита настолько слабо, что многие россияне, особенно в европейской части России, по моим наблюдениям, вообще не представляют, где географически располагается Тува! Чаданские ребятишки радуются, что к ним едут "настоящие другие люди". Фестиваль «Устуу-Хурээ» — практически единственная возможность полноценного контакта и общения с представителями других национальностей, ведь в Туве более 80 процентов населения составляют тувинцы. Можно было бы подумать, что такая обособленность их устраивает, но нет, природное любопытство толкает их к новым встречам, культурному обогащению и новой музыке. Возьмём в пример хотя бы то, как хорошо на этой земле прижился джаз! Но одного музыкального фестиваля, пусть даже международного, для нормализации связи со страной целой республики недостаточно.
Не потому ли так сплочён и так отзывчив на просьбу о помощи этот народ, что подобное отношение продиктовано суровыми условиями жизни? Одна из самых популярных групп в социальной сети ВКонтакте — "Попутчик Чадан-Кызыл-Чадан" Многие ездят в Кызыл на работу, выезжая для этого в 4–5 утра и помогая добраться тем, у кого нет машины. С одной стороны, такая взаимовыручка достойна восхищения, но с другой — это свидетельствует о нехватке общественного транспорта. Да и для приезжих, не владеющих языком, на котором водители размещают объявления о поиске попутчиков, а попутчики — о поиске водителей, для туристов, не знающих местной транспортной системы и не имеющих знакомств, это создаёт немалые затруднения.
За пару часов, что мы ждали машину до Кызыла, а я бродила по месту бывшего палаточного городка, к нам подошло порядка пяти-шести человек, здоровались за руку, спрашивали, как нам Тува и просили денег. Не буду касаться заезженной темы, что Чадан — один из самых криминогенных городов России, с этим мы, к счастью, не столкнулись, но бедность показала себя и оставила печальный след в душе.
Устуу-Хурээ — фестиваль живой музыки и веры — ценнейшее мероприятие, приобщающее к культурным традициям, искусству, радостям и трудностям этого региона, и, помимо прочего, уникальная возможность наблюдать соседство буддизма и шаманизма. Нам нужно прежде всего научиться не нарушать это хрупкое и своеобразное равновесие, не бросать в общий котёл такие малораспространённые в этих местах религии, как христианство и кришнаитство. Шаманизм представляет огромный интерес для исследователей именно в своём первозданном виде, и наиболее разумная линия поведения — сохранить его таким. Это мировоззрение, даже не религия, а, скорее, система отношения к миру, отношения бережного и мудрого, которого, кстати говоря, очень не хватает современному обществу. За это путешествие я поняла: каждой религии — свой костёр, и пусть их огни согревают тех, кто по своему выбору подходит к одному из них. С другой стороны, в свете намечающегося интереса к Азии, к ещё неизведанным практикам, лично я опасаюсь чрезмерной популяризации шаманизма, когда толпы туристов ринутся в Туву покупать бубны, обвешивать одежду лентами и танцевать у костров. Помимо возникновения большого количества фальсификации это ведёт к поверхностному или вовсе превратному пониманию культуры. Короче говоря, «наша Тува — непростое место»!
Гостей фестиваля радует шествие Хороо, которое, проходя через Чадан, вбирает в себя всё новые потоки людей, чтобы под флагами Тувы и России под звуки оркестра вслед за зелёной лошадью пройти 15 километров по степи и округлым холмам и достичь восстановленного нового храма и сохранившихся каменных стен старого. Но нужно родиться и вырасти в этом небольшом по нашим меркам городе, чтобы понять, что значит эта традиция для местных жителей. Относятся ли они с некоторой долей иронии к беззаботным туристам, везде сующим свой нос? Наверняка. Тувинцам вообще свойственны юмор и ирония. На вопрос "Как вам Чадан?" приезжий ответил: "Прекрасно!", на что тувинец возразил: "Не верю". А зря. Почти на каждой улице между простых одноэтажных домиков открывается совершенно завораживающий вид на степи, горы или лес. А когда со сцены прозвучала реплика "Чадан — лучший город Земли!", по трёхтысячной толпе прокатился лёгкий смех — смеялись, естественно, местные.
Вспоминаются слова, которые Игорь Дулуш сказал у того же шаманского костра: "У нас нет того, что есть у вас в больших городах. Что мы можем вам дать — это небо, эти звёзды, этот огонь, нашу помощь и пожелание белой дороги. Наша Тува — непростое место, мы не знаем, что у нас будет через год, и нам нужны друзья". Любовь тувинцев к своей земле вызывает огромное уважение. Они с такой гордостью и нежностью используют по отношению к ней местоимения "наша, "у нас", что остаётся только пожелать им сохранять это чувство и действительно быть хорошими и надёжными друзьями.
Первое хоть в какой-то степени объективное представление о том, как на самом деле живёт малая родина Сергея Шойгу, я получила от Игоря Дулуша, одного из организаторов фестиваля. Его слова, обращённые к нам у шаманского костра после обряда на хорошую дорогу, дали понять, насколько изолирован этот край. Коммуникация с другими частями страны развита настолько слабо, что многие россияне, особенно в европейской части России, по моим наблюдениям, вообще не представляют, где географически располагается Тува! Чаданские ребятишки радуются, что к ним едут "настоящие другие люди". Фестиваль «Устуу-Хурээ» — практически единственная возможность полноценного контакта и общения с представителями других национальностей, ведь в Туве более 80 процентов населения составляют тувинцы. Можно было бы подумать, что такая обособленность их устраивает, но нет, природное любопытство толкает их к новым встречам, культурному обогащению и новой музыке. Возьмём в пример хотя бы то, как хорошо на этой земле прижился джаз! Но одного музыкального фестиваля, пусть даже международного, для нормализации связи со страной целой республики недостаточно.
Не потому ли так сплочён и так отзывчив на просьбу о помощи этот народ, что подобное отношение продиктовано суровыми условиями жизни? Одна из самых популярных групп в социальной сети ВКонтакте — "Попутчик Чадан-Кызыл-Чадан" Многие ездят в Кызыл на работу, выезжая для этого в 4–5 утра и помогая добраться тем, у кого нет машины. С одной стороны, такая взаимовыручка достойна восхищения, но с другой — это свидетельствует о нехватке общественного транспорта. Да и для приезжих, не владеющих языком, на котором водители размещают объявления о поиске попутчиков, а попутчики — о поиске водителей, для туристов, не знающих местной транспортной системы и не имеющих знакомств, это создаёт немалые затруднения.
За пару часов, что мы ждали машину до Кызыла, а я бродила по месту бывшего палаточного городка, к нам подошло порядка пяти-шести человек, здоровались за руку, спрашивали, как нам Тува и просили денег. Не буду касаться заезженной темы, что Чадан — один из самых криминогенных городов России, с этим мы, к счастью, не столкнулись, но бедность показала себя и оставила печальный след в душе.
Устуу-Хурээ — фестиваль живой музыки и веры — ценнейшее мероприятие, приобщающее к культурным традициям, искусству, радостям и трудностям этого региона, и, помимо прочего, уникальная возможность наблюдать соседство буддизма и шаманизма. Нам нужно прежде всего научиться не нарушать это хрупкое и своеобразное равновесие, не бросать в общий котёл такие малораспространённые в этих местах религии, как христианство и кришнаитство. Шаманизм представляет огромный интерес для исследователей именно в своём первозданном виде, и наиболее разумная линия поведения — сохранить его таким. Это мировоззрение, даже не религия, а, скорее, система отношения к миру, отношения бережного и мудрого, которого, кстати говоря, очень не хватает современному обществу. За это путешествие я поняла: каждой религии — свой костёр, и пусть их огни согревают тех, кто по своему выбору подходит к одному из них. С другой стороны, в свете намечающегося интереса к Азии, к ещё неизведанным практикам, лично я опасаюсь чрезмерной популяризации шаманизма, когда толпы туристов ринутся в Туву покупать бубны, обвешивать одежду лентами и танцевать у костров. Помимо возникновения большого количества фальсификации это ведёт к поверхностному или вовсе превратному пониманию культуры. Короче говоря, «наша Тува — непростое место»!
Гостей фестиваля радует шествие Хороо, которое, проходя через Чадан, вбирает в себя всё новые потоки людей, чтобы под флагами Тувы и России под звуки оркестра вслед за зелёной лошадью пройти 15 километров по степи и округлым холмам и достичь восстановленного нового храма и сохранившихся каменных стен старого. Но нужно родиться и вырасти в этом небольшом по нашим меркам городе, чтобы понять, что значит эта традиция для местных жителей. Относятся ли они с некоторой долей иронии к беззаботным туристам, везде сующим свой нос? Наверняка. Тувинцам вообще свойственны юмор и ирония. На вопрос "Как вам Чадан?" приезжий ответил: "Прекрасно!", на что тувинец возразил: "Не верю". А зря. Почти на каждой улице между простых одноэтажных домиков открывается совершенно завораживающий вид на степи, горы или лес. А когда со сцены прозвучала реплика "Чадан — лучший город Земли!", по трёхтысячной толпе прокатился лёгкий смех — смеялись, естественно, местные.
Вспоминаются слова, которые Игорь Дулуш сказал у того же шаманского костра: "У нас нет того, что есть у вас в больших городах. Что мы можем вам дать — это небо, эти звёзды, этот огонь, нашу помощь и пожелание белой дороги. Наша Тува — непростое место, мы не знаем, что у нас будет через год, и нам нужны друзья". Любовь тувинцев к своей земле вызывает огромное уважение. Они с такой гордостью и нежностью используют по отношению к ней местоимения "наша, "у нас", что остаётся только пожелать им сохранять это чувство и действительно быть хорошими и надёжными друзьями.