Размышления после концерта памяти Владимира Тока
То, что люди нуждаются в музыке разной, не только развлекательной, показал прошедший в филармонии в минувшую пятницу, 11 декабря, концерт, посвященный памяти композитора Владимира Салчаковича Тока (1942-2008).
Нынешнюю встречу организовали члены его семьи и, можно утверждать, во всех отношениях она получилась: в двух отделениях представлены сочинения разных жанров, состоялся премьерный показ музыки из ранее неизвестного произведения, выступали опытные мастера и совсем юные артисты, звучали новые имена исполнителей. Владимира Тока уже более года нет с нами, однако, благодаря демонстрации видеозаписи юбилейного концерта 2003 года, был достигнут эффект живого присутствия автора. Вот он выходит на сцену для принятия официальных поздравлений, скромно кланяется, а вот садится за рояль и, как всегда, играет, творит, живёт звуками...
Природа всегда была сильнейшим источником вдохновения для композитора, что особенно ярко воплотилось в «Таёжной» симфонии, две части из которой в исполнении симфонического оркестра под руководством дирижера Алексея Салчака открыли концертную программу. Но и в непрограммных сочинениях, как, например, в одночастном Концерте для флейты с оркестром, тонкая звукопись может вызывать разнообразные и порой зримые ассоциации - спокойствия озерной глади, солнечного тепла, приятного дуновения ветра, звуков леса, бурления реки... Произведение было сочинено в середине 1970-х годов и давно не исполнялось, тем радостнее, что эта музыка обрела «второе дыхание» и ожила вновь благодаря молодым исполнителям: солировал виртуозно владеющий флейтой Хензиг-оол Кужугет, дирижировал подающий большие надежды студент Кызылского училища искусств Алексей Житов, под руководством которого оркестр прозвучал слаженно, красиво, темпераментно.
Сильная сторона творческой натуры Тока - его глубокий лиризм, охватывающий широкую гамму настроений: от светлой задумчивости до драматического напряжения и взрыва чувств. В этом русле созданы давно полюбившиеся слушателям оркестровый «Ноктюрн», романсы «Дуруяа» («Журавль», сл. С. Шангыр-оола) и «Боданыышкын» («Раздумье», сл. А. Арапчора), представленные в исполнении симфонического оркестра и его опытных солистов - Вячеслава Кенденбиля, Софьи Кара-оол, Эльвиры Докулак. Известная авторская версия Адажио из балета «Кодур-оол и Биче-кыс» в трактовке Эреса Тартан-оола (флейта) и Татьяны Исаковой (фортепиано) на этот раз удивила повышенной экспрессивностью. Лирикой покорили песни на слова Кара-кыс Мунзук «Чараш караа» («Прекрасные глаза») и «Авай» («Мама»), задушевно исполненные Сояном Дембирелом и Эльвирой Докулак.
Особый интерес вызвали два небольших номера из неизвестной слушателям рок-оперы «Её должность - жена лесника», представленные в исполнении молодой певицы, нынешней выпускницы Новосибирской консерватории Азианы Ондар-Салчак, чьё серебристое сопрано идеально подходит для воплощения «Колыбельной маралёнку» и других лирических страниц произведения (жанр которого, на наш взгляд, правильнее определить как мюзикл). Можно надеяться, что благодаря энтузиазму молодых артистов неизвестная ранее музыка Тока постепенно обретет своё достойное место в концертных программах и украсит музыкальную жизнь Тувы.
Прозвучавшие в конце первого отделения «заводные» джазовые композиции («Приглашение на рандеву», «Джазовая увертюра», обработка народной песни) в исполнении оркестра и Софьи Кара-оол продемонстрировали ещё одну грань творчества Владимира Тока, который был одним из первых джазменов Тувы и умело «одевал» тувинские народные мелодии в непривычные для них острые ритмы и пряные джазовые гармонии. А во втором отделении самая юная участница концерта - ученица четвертого класса РОМХШИ (республиканская школа искусств) Алевтина Тюлюш - сыграла на рояле симпатичную пьесу «Бальный танец».
Умение писать музыку «на случай», на потребу времени, с учебными целями, либо легкую, развлекательную - тоже показатель мастерства композитора, способного удовлетворить музыкальные потребности разных категорий слушателей. Подобное качество ценилось во все времена: великие Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен с успехом писали и для любителей, и для знатоков. К сожалению, в современный век узких специализаций творцы типа Александры Пахмутовой, мастерству которой уже дало оценку Время, встречаются редко - чаще наблюдаются потуги «крутых» музыкальных деятелей, неспособных вырваться из привычного круга песенно-эстрадных штампов. Тем отраднее сознавать, что в нашей республике жил и творил такой разносторонний композитор, как Владимир Тока - талантливый симфонист, пианист, джазмен, автор романсов и песен, мастер театральной и танцевальной музыки.
Зримое воплощение музыкальных образов, полных энергии силы и молодости, особенно ярко продемонстрировали хореографические композиции второго отделения - «Наши девушки», «Кан-кыс», «Молодёжная сюита» в исполнении артистов ансамбля «Саяны» и студенческого ансамбля «Азас». Тонким ощущением пластики движений отмечены все работы композитора, связанные с хореографией: это и танцевальные миниатюры, написанные для ансамбля «Саяны», и балетные партитуры («Кодур-оол и Биче-кыс», «Сила любви»).
Конечно, творческая атмосфера семьи Владимира Тока (супруга Галина Сандыковна и дочь Татьяна профессионально связаны с хореографией) во многом определяла интерес композитора к танцевальным жанрам, удачно совпавший с его врожденным талантом к пластическому видению музыкальных образов. Жаль, что почитатели творчества Тока не могут сейчас услышать номера из его музыки к драматическим постановкам тувинского театра, таким, как «Маугли», «730 дней и ночей», «Маленькие трагедии», «Кровавая свадьба» и др. Давно не звучали симфонические партитуры поэм «Ай-кыс», «Воспоминание о прошлом», «Романтическая» и другие. А ведь в этой музыке множество интересных страниц, богатство творческой фантазии, импровизационность изложения, красочность оркестрового письма, выразительные мелодии - всё то, чем привлекает нас стиль Владимира Тока. Его музыка полна живого дыхания и радости от красоты окружающего мира - драматичная или задумчивая, она всегда несет в себе Свет, столь необходимый человеческой душе в наш слишком прагматичный и, по сути, антигуманный век.
Публика пришла на концерт благодарная и отзывчивая, а вот отсутствие высоких официальных лиц уже перестало удивлять. Ни депутатов, ни членов правительства, ни чиновников из федеральных структур не было и на весеннем концерте, посвященном 85-летию со дня рождения первого тувинского композитора А. Чыргал-оола, и на недавнем 85-летии старейшего из ныне живущих тувинских композиторов Саая Бюрбе. Обычный, «неюбилейный», концерт с музыкой Тока их и вовсе не заинтересовал.
У наших соседей за Саянами иной подход: покойный генерал Лебедь не только горячо поддерживал симфонический оркестр, но и подавал личный пример, посещая его концерты вместе с супругой. Минувшей осенью мы убедились: традиция эта жива. На каждом концерте фестиваля современной музыки в Красноярске vip-ложи не пустовали.
А может, оно и к лучшему. Во вступительном слове музыковеда Зинаиды Казанцевой прозвучала справедливая мысль, что живем мы от юбилея к юбилею и уже почти привыкли к тому, что встречи с прекрасным чаще всего превращаются у нас в мероприятия по накачке рейтингов популярности государственных мужей и дам.
Нынешний вечер счастливо выпал из круга музыкально-политических шоу. Встреча с музыкой Владимира Тока для большинства присутствующих превратилась в настоящий праздник души. Побольше бы именно таких концертов.