Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 21 ноября 2024 г.
15 ноября 2023 Тува. Наука

Вышла в свет монография «Мал-маган. Тувинцы — скот — мясо» (Кызыл, 2023)

Вышла в свет монография «Мал-маган. Тувинцы — скот — мясо» (Кызыл, 2023)Вышла в свет научная монография «Мал-маган. Тувинцы — скот — мясо» (Кызыл, 2023), подготовленная на русском и тувинском языках коллективом лаборатории этнологии и лингвокультурологии Тувинского государственного университета. Авторы: Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет, Ш. Б. Майны, Ч. Х. Санчай, А. В. Монгуш, ответственные редакторы — Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии.
Рецензентами издания выступили: кандидат культурологии М. М. Бадыргы (Академия «Хоомей») и кандидат философских наук Х. К. Кадыг-оол (ТувГУ).
«С малых лет современные тувинцы, как их предки, почти ежедневно едят мясо. Из разных его видов, например, хой эъди ‘баранина’ считается правильным продуктом питания, полезным и никогда не приедающимся. Более того, бытует мнение, что тувинец должен есть мясо и любить его. Помимо баранины, в рацион входят козлятина, говядина, конина, верблюжатина, в отдельных районах Тувы — мясо яка или оленя. Мясо употребляется и в повседневной жизни, и в обрядово-ритуальных практиках. То есть мясная продукция остается «сердцем» тувинской кухни, как и во многих других азиатских культурах.
Как мы знаем, традиции питания народов сформированы образом жизни и хозяйственной деятельностью народа. Тувинцы, будучи кочевниками-животноводами, употребляли в пищу мясные и молочные продукты, которые производили в своих животноводческих хозяйствах, состоящих из местных пород скота. Переход на оседлость, который состоялся у тувинцев в 1940–1950-х гг., не изменил существенно этих привычек, поскольку они в том числе связывались с идентификацией людей, были частью культуры.
Мясо и молоко животных были не просто главной, но и единственной базовой пищей кочевых народов. И поскольку источник пищи — живое существо, получение пищи идет через убийство. Этот акт породил тесную связь между человеком и животным, которым он питался, но, с другой стороны, обставил и само действие, и последующий  прием пищи множеством ритуалов и обрядов, которые призваны очистить человека от пролитой крови и получить прощение у убитого им животного. Поэтому тувинцы также уважительно относились к скоту, соблюдали ряд строгих правил. В том числе при забое и извлечении внутренностей, при разделке туши нужно следить за тем, чтобы не пролить ни капли крови на землю.
Однако, ХХ век изменил и тувинское общество, и тувинскую культуру, и эту часть жизни — процесс питания, отношение к мясу. Поэтому авторы попытались понять это изменение и показать его».
Работа выполнена в рамках направления концептуализации этнокультуры (Ч. К. Ламажаа), в которой анализ начинает строиться от концептов тувинской лингвокультуры, охватывает тему культурных идей и ценностей, а также социокультурных практик людей, связанных с данными идеями и ценностями.
Богато иллюстрированное полноцветное издание, в котором собрано около 80 фотографий, представляет самые разные аспекты содержания тувинцами скота разных видов, употребления их в мясо, разделки, трапез, а также использования остатков (костей, волос, кожи) в изделиях народного промысла.
Издание подготовлено и издано при поддержке гранта Российского научного фонда в рамках научного проекта «Тезаурус этнической культуры в XXI веке: проблемы исследования и сохранения (на примере тувинской культуры)» (грант № 21–18–00246).
Вводная статья издания написана на русском языке доктором философских наук, заслуженным деятелем науки Республики Тыва Чимизой Ламажаа.
Анализ социокультурного явления был опубликован ранее в виде научной статьи в одном из ведущих российских этнографических научных журналов (Scopus, Q1): Ламажаа Ч. К., Кужугет Ш. Ю., Монгуш А. В. Хой эъди для тувинцев. Идентичность, удобство, ответственность // Этнография. 2022. 4 (18): 151–174. doi 10.31250/2618-8600-2022-4(18)-151-174
В издании собраны фольклорные примеры (загадки, пословицы), посвященные видам скота, представлена лексика скота, описаны практики мясоедения, приведены разные интервью, в том числе с ветеринаром, деятелями культуры.
Практически все фотоматериалы для издания авторы собирали самостоятельно, в том числе записывали видеосюжеты, которые загружены на канал лаборатории в YouTube.com (в книге содержатся QR-коды).
Макет издания подготовлен в лаборатории, издание рассмотрено и рекомендовано к печати научно-техническим советом Тувинского госуниверситета, тираж отпечатан в красноярской типографии «Офсет».
Коллектив выражает признательность всем коллегам, партнерам, которые поделились информацией, сотрудничали с нами и помогали в нашей работе.
Тираж издания будет передан в библиотеки Тувы, разослан в научные центр страны.
 
Макет издания в ближайшее время будет доступен для скачивания в библиотеке тувиноведения «Тува.Азия».

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта