Увертюры и арии из оперы, симфонические поэмы,
сюиты, фортепианные пьесы, концерт для альта с оркестром – разные жанры классической и инструментальной музыки и
всеми полюбившиеся известные песни можно было услышать на концерте «Мелодия
серебряной тайги» в Тувгосфилармонии им. В.М. Халилова, посвященном творческому
наследию и 100-летию со дня рождения одного из ярких представителей тувинской
композиторской школы Саая Манмыровича Бюрбе, Заслуженного работника
культуры России и Тувы. Это было
по-настоящему историческое и яркое событие в культурной жизни Тувы.
Во-первых, величие самого композитора. Саая Бюрбе был всесторонне развитым, обладающим универсальными талантами, разносторонними интересами и знаниями человеком: профессиональный бухгалтер, композитор, инструменталист, исполнитель-певец, прекрасный организатор, писатель, поэт, мастер слова, педагог, методист, журналист, танцор и борец.
Кто бы мог подумать, что маленький мальчик, родившийся в простой аратской семье, который никогда не учился в школе, в будущем будет учиться у великих мастодонтов в консерваториях тогда еще Ленинграда и Москвы и станет одним из основоположников тувинской профессиональной музыки.
Саая Бюрбе является автором более 200 песен, трёх симфонических поэм, трёх сюит, семи фортепианных пьес, концерта для виолончели с оркестром и оперы. Так, его песня «Тувинский соловей» была включена в программу концерта в зале Кремлёвского Дворца съездов 16 октября 1964 года на первой Декаде тувинского искусства в Москве.
Саая Манмырович разработал и выпустил в свет различные методические пособия: «Хрестоматия по музыке для общеобразовательных школ», «Пособие по обучению детей игре на национальных инструментах», «Развитие тувинской музыкальной культуры» и другие.
В жизни он был очень интеллигентным, трудолюбивым и дисциплинированным человеком. Так, по воспоминаниям его сына, Сайгына Сааяевича Бюрбю, Саая Бюрбе всю жизнь занимался спортом и даже в 70 лет был в прекрасной физической форме: если опоздал на автобус, мог запросто за ним побежать, догнать, остановить и сесть.
Во-вторых, творческий состав концерта. Участниками стали талантливые солисты филармонии –Эльвира Докулак, Заслуженный работник культуры России, Заслуженная артистка Тувы, Народные артисты Тувы Софья Кара-оол Дулуш и Станислав Ириль, а также молодые артисты, лауреаты многочисленных конкурсов и фестивалей Экер Кара-Сал, Белек Бавуу, Дамырак Сюрюн, Цэцэндэлгэр Тэгшээ, Елена Куулар, концертмейстер – Анай-Хаак Балбан-оол, лауреат международных и всероссийских конкурсов; музыканты прославленного Тувинского симфонического оркестра им. В. Тока под руководством дирижера Бааст Тугсбаяр, Отличника культуры Тувы и Монголии, а также специально приглашенные гости – камерный состав Симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова.
В-третьих, репертуар концерта. В программу вошли самые лучшие произведения Саая Бюрбе. Остановимся на них более подробно.
Вечер открыли концертом для альта с оркестром «Узун хоюг», являющийся самым оригинальным среди инструментальных сочинений Саая Бюрбе. Солировала Елена Владимировна Штарк, Народная артистка Хакасии, первая скрипка Симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова.
Далее музыканты симфонического оркестра им. В. Тока совместно с камерным составом симфонического оркестра Хакасии исполнили две симфонические поэмы: «Базырыктыг ховуга» («В степных курганах»), посвященная событиям революции 1921 года, приведшей к образованию независимого государства – Тувинской Народной Республики и «Өске кадай» («Посторонняя женщина»).
Сюжетная линия поэмы «Базырыктыг ховуга» раскрывает путь развития региона, начиная от феодального прошлого к новой Туве. Автору удалось воплотить мировосприятие людей до и после революционных событий.
Симфоническая поэма «Өске кадай» была написана на основе романа тувинского поэта, прозаика, переводчика, Заслуженного и Народного писателя Тувинской АССР Салима Сазыговича Сюрюн-оола «Өске кадай». Данное произведение, написанное в 1969 году, стало известным и популярным в 1970-е гг. в Туве. Одним из тех, кто поддержал эту историю, стал композитор Саая Бюрбе. В симфонической поэме он не осуждает женщину, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации, а сопереживает. Данная поэма композитора по времени является самой протяженной.
Также зрители услышали увертюру к опере «Чечек» «Чыраа-Бора», песню Мергена «Чечеклейин» в исполнении солиста Цэцэндэлгэр Тэгшээ. Монгольский зять Тувы не только с хорошей вокальной техникой, но и с присущим монголам голосом для исполнения протяжных песен со звонкими переливами исполнил также песню «Салгын ыры» (муз. Саая Бюрбе, сл. Владимира Кара-Сала).
Следует отметить, что оперу «Чечек» Саая Манмырович задумал еще во время учебы в Ленинградском училище. Основой оперы стала поэма «Чечек», автором которого является Сергей Бакизович Пюрбю, с которым композитор очень тесно дружил. Более тридцати произведений Сергея Пюрбю стали песнями, благодаря мелодиям и музыке Саая Бюрбе.
Их фамилии – «Бюрбе» и «Пюрбю» часто путали и бывали даже курьезные случаи.
Саая Бюрбе был не только композитором, но и прекрасным исполнителем своих песен. Его песни звучали по радио и телевидению в исполнении Симфонического оркестра Гостелерадио Тувинской АССР.
Народная артистка Тувы Софья Кара-оол-Дулуш исполнила песню «Чазын черле ындыг болгай». В своем телеграм-канале Софья Дакпай-ооловна поделилась, что была знакома с композитором со времен студенчества, когда он был председателем Союза композиторов Тувы. На одном из концертов он услышал, как поет молодая артистка и предложил спеть свою песню «Салгын ыры», которая была записана на телевидении.
«…Для начинающей молодой певицы это было большим подарком судьбы. Не знаю, запись сохранилась или нет. Еще мы хотели записать арии из его оперы «Чечек», но не получилось из-за обстоятельств, от нас не зависящих. Но сам факт, что спела его песню «Салгын ыры» с Симфоническим оркестром, дорогого стоит» – поделилась артистка.
Молодая солистка филармонии Дамырак Сюрюн исполнила песню «Кызыл вальзы» (муз. Саая Бюрбе, сл. Сергея Пюрбю), Эльвира Докулак спела две известные и сложные песни «Угбамга» (сл. и муз. Саая Бюрбе) и «Айлаң кужум» (муз. Саая Бюрбе, сл. Сергей Пюрбю), а две очаровательные солистки Елена Куулар и Дамырак Сюрюн спели «Дамчыт салгын» (муз. Саая Бюрбе, сл. Кара-Кыс Мунзук; в исполнении Экера Кара-Сала, обладателя голоса лирико-драматический тенор, прозвучали песни «Өшпес одум» (муз. Саая Бюрбе, сл. Сергей Пюрбю) и «Эргим авам» (муз. и сл. Саая Бюрбе) совместно Дамырак Сюрюн. Обладатель голоса бас Белек Бавуу спел «Мөнгүн-Тайгам» (муз. Саая Бюрбе, сл. Салчака Молдурга) и, конечно, прозвучала одна из самых известных песен композитора «Мөңге назын» (муз. Саая Бюрбе, сл. Розы Балдан) в исполнении Станислава Ириль.
Зрители концерта, состоящие в основном из представителей старшего поколения, с большим трепетом и ностальгией слушали песни, местами даже подпевали солистам.
В фойе филармонии была развернута выставка, организованная Национальным архивом Тувы совместно с сыном композитора – Сайгыном Сааяевичем Бюрбю.
Директор филармонии Шораан Андреевич Салчак вручил благодарности сыну композитора Сайгыну Бюрбю за активное содействие в реализации проекта «Мелодия серебряной тайги» и Раисе Кан-ооловне Кыргыс за составление биобиблиографического указателя произведений Саая Бюрбе.
Творческое наследие одного из великих композиторов Тувы удалось вновь оживить и популяризировать благодаря проекту «Мелодия серебряной тайги», поддержанном Президентским фондом культурных инициатив. Главная цель проекта – сохранить и популяризировать творческое наследие композитора.
На сегодняшний день проведены два больших концерта: на родине композитора в Монгун-Тайгинском кожууне и в Тувгосфилармонии им. В.М. Халилова, а также издан сигнальный экземпляр биобиблиографического указателя, создана лэндинговая страница и готовится к изданию партитура музыкальных произведений Саая Бюрбе.
Произведения Саая Бюрбе звучали со сцены голосами нового поколения исполнителей – об этом и мечтал сам композитор. Его музыка стала связующим звеном между разными поколениями исполнителей. Это живая музыка, не потерявшая своей красоты и актуальности. Это и есть показатель всенародной любви и славы.
Во-первых, величие самого композитора. Саая Бюрбе был всесторонне развитым, обладающим универсальными талантами, разносторонними интересами и знаниями человеком: профессиональный бухгалтер, композитор, инструменталист, исполнитель-певец, прекрасный организатор, писатель, поэт, мастер слова, педагог, методист, журналист, танцор и борец.
Кто бы мог подумать, что маленький мальчик, родившийся в простой аратской семье, который никогда не учился в школе, в будущем будет учиться у великих мастодонтов в консерваториях тогда еще Ленинграда и Москвы и станет одним из основоположников тувинской профессиональной музыки.
Саая Бюрбе является автором более 200 песен, трёх симфонических поэм, трёх сюит, семи фортепианных пьес, концерта для виолончели с оркестром и оперы. Так, его песня «Тувинский соловей» была включена в программу концерта в зале Кремлёвского Дворца съездов 16 октября 1964 года на первой Декаде тувинского искусства в Москве.
Саая Манмырович разработал и выпустил в свет различные методические пособия: «Хрестоматия по музыке для общеобразовательных школ», «Пособие по обучению детей игре на национальных инструментах», «Развитие тувинской музыкальной культуры» и другие.
В жизни он был очень интеллигентным, трудолюбивым и дисциплинированным человеком. Так, по воспоминаниям его сына, Сайгына Сааяевича Бюрбю, Саая Бюрбе всю жизнь занимался спортом и даже в 70 лет был в прекрасной физической форме: если опоздал на автобус, мог запросто за ним побежать, догнать, остановить и сесть.
Во-вторых, творческий состав концерта. Участниками стали талантливые солисты филармонии –Эльвира Докулак, Заслуженный работник культуры России, Заслуженная артистка Тувы, Народные артисты Тувы Софья Кара-оол Дулуш и Станислав Ириль, а также молодые артисты, лауреаты многочисленных конкурсов и фестивалей Экер Кара-Сал, Белек Бавуу, Дамырак Сюрюн, Цэцэндэлгэр Тэгшээ, Елена Куулар, концертмейстер – Анай-Хаак Балбан-оол, лауреат международных и всероссийских конкурсов; музыканты прославленного Тувинского симфонического оркестра им. В. Тока под руководством дирижера Бааст Тугсбаяр, Отличника культуры Тувы и Монголии, а также специально приглашенные гости – камерный состав Симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова.
В-третьих, репертуар концерта. В программу вошли самые лучшие произведения Саая Бюрбе. Остановимся на них более подробно.
Вечер открыли концертом для альта с оркестром «Узун хоюг», являющийся самым оригинальным среди инструментальных сочинений Саая Бюрбе. Солировала Елена Владимировна Штарк, Народная артистка Хакасии, первая скрипка Симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова.
Далее музыканты симфонического оркестра им. В. Тока совместно с камерным составом симфонического оркестра Хакасии исполнили две симфонические поэмы: «Базырыктыг ховуга» («В степных курганах»), посвященная событиям революции 1921 года, приведшей к образованию независимого государства – Тувинской Народной Республики и «Өске кадай» («Посторонняя женщина»).
Сюжетная линия поэмы «Базырыктыг ховуга» раскрывает путь развития региона, начиная от феодального прошлого к новой Туве. Автору удалось воплотить мировосприятие людей до и после революционных событий.
Симфоническая поэма «Өске кадай» была написана на основе романа тувинского поэта, прозаика, переводчика, Заслуженного и Народного писателя Тувинской АССР Салима Сазыговича Сюрюн-оола «Өске кадай». Данное произведение, написанное в 1969 году, стало известным и популярным в 1970-е гг. в Туве. Одним из тех, кто поддержал эту историю, стал композитор Саая Бюрбе. В симфонической поэме он не осуждает женщину, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации, а сопереживает. Данная поэма композитора по времени является самой протяженной.
Также зрители услышали увертюру к опере «Чечек» «Чыраа-Бора», песню Мергена «Чечеклейин» в исполнении солиста Цэцэндэлгэр Тэгшээ. Монгольский зять Тувы не только с хорошей вокальной техникой, но и с присущим монголам голосом для исполнения протяжных песен со звонкими переливами исполнил также песню «Салгын ыры» (муз. Саая Бюрбе, сл. Владимира Кара-Сала).
Следует отметить, что оперу «Чечек» Саая Манмырович задумал еще во время учебы в Ленинградском училище. Основой оперы стала поэма «Чечек», автором которого является Сергей Бакизович Пюрбю, с которым композитор очень тесно дружил. Более тридцати произведений Сергея Пюрбю стали песнями, благодаря мелодиям и музыке Саая Бюрбе.
Их фамилии – «Бюрбе» и «Пюрбю» часто путали и бывали даже курьезные случаи.
Саая Бюрбе был не только композитором, но и прекрасным исполнителем своих песен. Его песни звучали по радио и телевидению в исполнении Симфонического оркестра Гостелерадио Тувинской АССР.
Народная артистка Тувы Софья Кара-оол-Дулуш исполнила песню «Чазын черле ындыг болгай». В своем телеграм-канале Софья Дакпай-ооловна поделилась, что была знакома с композитором со времен студенчества, когда он был председателем Союза композиторов Тувы. На одном из концертов он услышал, как поет молодая артистка и предложил спеть свою песню «Салгын ыры», которая была записана на телевидении.
«…Для начинающей молодой певицы это было большим подарком судьбы. Не знаю, запись сохранилась или нет. Еще мы хотели записать арии из его оперы «Чечек», но не получилось из-за обстоятельств, от нас не зависящих. Но сам факт, что спела его песню «Салгын ыры» с Симфоническим оркестром, дорогого стоит» – поделилась артистка.
Молодая солистка филармонии Дамырак Сюрюн исполнила песню «Кызыл вальзы» (муз. Саая Бюрбе, сл. Сергея Пюрбю), Эльвира Докулак спела две известные и сложные песни «Угбамга» (сл. и муз. Саая Бюрбе) и «Айлаң кужум» (муз. Саая Бюрбе, сл. Сергей Пюрбю), а две очаровательные солистки Елена Куулар и Дамырак Сюрюн спели «Дамчыт салгын» (муз. Саая Бюрбе, сл. Кара-Кыс Мунзук; в исполнении Экера Кара-Сала, обладателя голоса лирико-драматический тенор, прозвучали песни «Өшпес одум» (муз. Саая Бюрбе, сл. Сергей Пюрбю) и «Эргим авам» (муз. и сл. Саая Бюрбе) совместно Дамырак Сюрюн. Обладатель голоса бас Белек Бавуу спел «Мөнгүн-Тайгам» (муз. Саая Бюрбе, сл. Салчака Молдурга) и, конечно, прозвучала одна из самых известных песен композитора «Мөңге назын» (муз. Саая Бюрбе, сл. Розы Балдан) в исполнении Станислава Ириль.
Зрители концерта, состоящие в основном из представителей старшего поколения, с большим трепетом и ностальгией слушали песни, местами даже подпевали солистам.
В фойе филармонии была развернута выставка, организованная Национальным архивом Тувы совместно с сыном композитора – Сайгыном Сааяевичем Бюрбю.
Директор филармонии Шораан Андреевич Салчак вручил благодарности сыну композитора Сайгыну Бюрбю за активное содействие в реализации проекта «Мелодия серебряной тайги» и Раисе Кан-ооловне Кыргыс за составление биобиблиографического указателя произведений Саая Бюрбе.
Творческое наследие одного из великих композиторов Тувы удалось вновь оживить и популяризировать благодаря проекту «Мелодия серебряной тайги», поддержанном Президентским фондом культурных инициатив. Главная цель проекта – сохранить и популяризировать творческое наследие композитора.
На сегодняшний день проведены два больших концерта: на родине композитора в Монгун-Тайгинском кожууне и в Тувгосфилармонии им. В.М. Халилова, а также издан сигнальный экземпляр биобиблиографического указателя, создана лэндинговая страница и готовится к изданию партитура музыкальных произведений Саая Бюрбе.
Произведения Саая Бюрбе звучали со сцены голосами нового поколения исполнителей – об этом и мечтал сам композитор. Его музыка стала связующим звеном между разными поколениями исполнителей. Это живая музыка, не потерявшая своей красоты и актуальности. Это и есть показатель всенародной любви и славы.