Поэты всех времен и народов искали свое слово о вечном, пытались делиться с читателем размышлениями о времени, о судьбе поэта в обществе. Выражая свое отношение к окружающей действительности, к власти, они нередко при жизни становились врагами высокопоставленных чиновников, а после ухода в мир иной — легендами.
Жизнь таких талантливых людей почему-то коротка, часто они уходят в самом рассвете своих творческих сил, как шаманы, предсказывая свою судьбу в своих творениях. Мотив предопределенности судьбы, краткости жизни, не позволяющей реализовать себя, можно прочитать у рано ушедших поэтов.
Не допев свои песни, не дописав строку, рано ушли Пушкин и Лермонтов, Маяковский и Есенин, Рубцов и Высоцкий… Скорбный список можно продолжать. Шедевры остались. Их авторы спешили жить.
Мотив предопределенности и краткости жизни можно наблюдать и в судьбах и творчестве тувинских поэтов. Рано покинули этот мир поэты Константин Тоюн, Доржу Монгуш, Владимир Серен-оол, Олчей-оол Монгуш, Уержаа Антон…
В современной тувинской литературе большой интерес у читателей вызывало творчество поэта Алексея Бегзин-оола. У него свой «бегзин-ооловский» индивидуальный стиль, через его произведения можно было определить лицо национальной литературы. Философское размышление о поэтах и поэзии, о времени, о вечности звучит у Алексея Бегзин-оола через его видение, переживание. В них мы слышим глубокое переживание за судьбы поэтов, за качество стихов.
Трагическая нота звучит в его стихотворении «Шулукчунун маанайынга» («У могильного камня поэта»):
Почему поэты рано умирают?
Почему сердца их
преждевременно угасают?
При жизни, обзывая
«пьяницами» и «бродягами»,
После смерти их запоздало
прославляют?
…Кажется, одарив их
талантом неземным,
Взамен Всевышний берет
за это плату
Мертвой петлей аркана
да вином,
Чтоб потушить боль лиры
в душе…
Внутренний психологический мир, обостренное чувство справедливости присущи настоящим поэтам. Недаром Алексеем Бегзин-оолом были взяты строки персидского поэта Хафиза: «Будь же радостен, и помни, мой Хафиз, прежде сгинешь ты, прославишься потом» эпиграфом к стихотворению «Шулукчунун маанайынга».
Слово «Поэт» для Бегзин-оола священно. Оно ассоциируется с такими понятиями, как «личность», «авторская позиция». Не власть, не слава движут поэтом, а его умение и смелость видеть правду жизни. В стихотворении «Амы-кудум-шулуктерим» («Моя судьба — мои песни») прямое справедливое обращение к своей поэзии — это обращение ко всем, кому не безразлично будущее тувинской литературы.
…Если мои песни, заполнившие
сердце –
Душевная тоска,
заставляющая страдать,
Станут служить чиновничьей
должности;
Если попадут под влияние
власти,
Можете плюнуть мне прямо
в лицо,
Сжечь мой стих, посвященный
любимой,
Исповедь, для матери
написанную в муках …
Позволю вам презирать и
оскорблять меня хуже собаки,
И сказать: «Иссяк твой стих!
Больше не пиши!»
Для Бегзин-оола стихи — это искренность, правдивость, умение заставлять читателя «плакать и смеяться вместе с ним». Тревога за судьбу поэтов прослеживается во многих его стихах. Поиск своего истинного лица, спасение от мира лжи и притворства — вот что ценит автор в настоящем поэте.
Самозванцев-поэтов стало
нынче много,
Наверно, потерялась Святость
в Песне — Стихе».
(«Двустишие о поэтах»)
«Прибежавших колонной
поэтов
Не сосчитать.
Некоторые, как кони резвые,
Чуть промелькнув
В зазеркалье славы,
Становятся чиновниками
и докторами,
Чтобы исчезнуть как поэты…
Много можно привести примеров из произведений поэта неравнодушного, болеющего душой за все, что происходит как в жизни отдельно взятого человека, так и в жизни общества.
Алексей Сарыгларович Бегзин-оол родился 28 октября 1949 года в Барун-Хемчикском кожууне Республики Тыва. По специальности журналист, окончил отделение журналистики Новосибирской Высшей партийной школы. Работал корреспондентом, завотделом, собственным корреспондентом республиканских газет «Тыванын аныяктары», «Шын»; редактором районных газет «Хемчиктин сылдызы», «Улуг-Хем», ответственным секретарем районной газеты «Улуг-Хем». А. С. Бегзин-оол был лауреатом премии Министерства культуры и туризма РТ в области «Литературы и искусства».
Стихи начал писать поздно, в возрасте 40 лет. Выпустил сборники стихов: «Болчаг» («Свидание»), «Шаанчактар» («Клинья»), «Дииреннигдун» («Ночь с дьяволом»), «Челелер» («Завязи»), «Шылгалданын ушужууру» («Три вершины испытаний») .
Хранитель, ценитель родной речи, поэт, журналист Алексей Бегзин-оол выпустил пять сборников стихов. Его стихи и публикации вызывали интерес многих читателей. Известный журналист А. Дембирель поэзии Бегзин-оола дал оценку: «У лирических героев Бегзин-оола в большинстве слышим тоску, а такое рождается, видимо, от той пестроты нашей жизни, с которой мы сталкиваемся каждый день». Ценитель поэзии, простой рабочий из Ак-Довурака Анатолий Монгуш в свое время признавался: «При чтении стихов А. Бегзин-оола запутаешься в чувствах: плакать или смеяться». Критик Мария Хадаханэ, оценивая творчество поэта, писала: «Бегзин-оол –…есть узнаваемый голос, который не спутаешь ни с кем, — это удача».